«Сольбинская весточка» в гостях у «Семьи России»

DSC06978aГалина Григорьевна АЛЕКСЕЕВА

президент автономной некоммерческой организации «Семья России»
академик Евразийской Академии Телевидения и Радио

 

– Расскажите, пожалуйста, о том, каким был Ваш путь в Церковь? Какое место Православие занимает в Вашей жизни?

– Мне очень повезло. В 1988 году наша страна (в то время это еще Союз Советских Социалистических Республик) широко отмечала 1000-летие Крещения Руси. Во всех средствах информации подчеркивалось, что это торжество стало возможным только благодаря демократическим преобразованиям, проводимым молодым (до шестидесяти лет) руководителем страны. Поэтому, когда плохо говорят об историческом периоде, называемым перестройкой, мне видится, что многие реальные заблуждения и просчеты можно простить только ради того, что советский народ стал действительно просыпаться от атеистического беспамятства благодаря шумливой кампании. Некорректные характеристики последних десятилетий развития родины многих думающих соотечественников привели к поиску самоидентификации не с последним советским периодом, а они получили возможность обратиться к исследованию многовекового наследия Российского государства. Покрестив своих детей 29 августа 1988 года в Вольской Благовещенской церкви (на тот момент единственной действующей на весь район), постепенно стала добывать сведения о православных традициях воспитания детей (если есть читатели, жившие в эпоху «развитого» социализма, то могут вспомнить, что раньше невозможно было что-либо купить свободно, нужно все было «доставать»).

Будучи профессиональным педагогом, с удивлением открыла для себя, что советская педагогическая наука многое нам просто недодавала, считая недопустимым знакомство будущих учителей с истинными традициями русской классической школы, тем более не было никаких сведений о педагогике совести: советский педагог всегда «должен», а советский ученик всегда «обязан». Промыслительно в мае 1990 года на Патриарший престол Русской Православной Церкви был избран Святейший Патриарх Алексий II. Одним из первых указов Святейшего (ныне почившего) был указ об организации воскресных школ при каждом действующем храме РПЦ (храмов на тот момент в Советском Союзе на все 15 республик было около семи тысяч и четырнадцать действующих монастырей). В июле 1990 года настоятель Благовещенского храма протоиерей Александр Ткачев благословил меня организовать и преподавать в Вольской воскресной школе (Саратовская епархия). Религиозный подъем уже несоветского, а российского народа был так велик, что я стала реальным свидетелем, как нам пришлось в несколько дней, разбив на разновозрастные группы, проводить по три-четыре занятия в день с пятницы по воскресенье, на которых присутствовали, набиваясь в бывший гараж, переоборудованный за август под класс воскресной школы, до двухсот человек.

Постепенно, год за годом из постоянных взрослых слушателей воскресной школы было организовано Вольское православное общество, которое занималось не только организацией паломнических поездок, но главный акцент сделало на просветительской деятельности: стала регулярно издаваться Вольская православная газета, наладилась краеведческая исследовательская деятельность, стали системно, через Саратовский институт повышения квалификации работников образования, готовить педагогов по новой специализации «Нравственное воспитание на основах Православия». Рождество и Пасху 1991 года отмечали в Вольском драматическом театре для детей сирот и многодетных семей (и эта традиция существует до сего дня). Во всех образовательных учебных заведениях Вольского района был введен новый предмет «Нравственное воспитание» (как региональный компонент по анкетированию родителей учащихся). Объединившись в многочисленных паломнических поездках, активные неофиты стали заниматься восстановлением поруганных храмов и источников, обнеся родной город по всем четырем сторонам света с любовью сделанными крестами. С сентября 1994 года православные вольчане поставили своей стратегической целью за ближайшие годы восстановить Троицкий собор (на алтарной части которого с 1937 года стояла скульптура вождя мирового пролетариата): подготовленные архивные сведения помогли воссоздать общий вид храма, была заказана проектная документация, ежедневно многие годы у алтарной части бывшего храма читались акафисты Святой Троице и Божией Матери. И в жару и в холод наши современники ежедневно возносили сердечную молитву и спустя годы, к 200-летию Троицкого собора, храм был построен и освящен.

В 1994 года была сформирована Первая мобильная бригада войск РХБЗ и православный начальник химических войск генерал-полковник Петров С.В. обратился с просьбой наладить православное просветительскую работу для солдат и офицеров бригады, учитывая специфику формирования. Действительно, пройдя с минимальными потерями две чеченские кампании 1995 и 1999 годов, понимаешь меру ответственности и прозорливости начальствующих: многие солдаты, прошедшие через жестокое горнило боевых действий, с определенной досадой пеняли нам, что мы мало успели научить их молиться и они ощутили реальную духовную беспомощность и сиротство, в отличие от боевиков. На мой взгляд, армия является завершающим социальным институтом, который готовит юношу ко взрослой жизни, поэтому своей главной педагогической задачей на занятиях ОГП поставила подготовку солдат к будущей семейной жизни через пробуждение в них потребности создавать после службы традиционные укладные семьи, корректировала способность увидеть социальную успешность в рождении своих родных детей, деликатно знакомила с духовным пониманием отцовства как высшего мужского предназначения. Параллельно в гарнизоне была построена Никольская церковь и у солдат появилась возможность участвовать в церковных Таинствах, посещать храм в день своих именин, служить благодарственные молебны по окончанию службы.

За годы просветительской деятельности совместно с педагогами-энтузиастами удалось разработать и апробировать эффективную систему нравственного воспитания на основах Православия, начиная с дошкольного возраста (по трем направлениям: дети – педагоги – родители), школьного (с отдельными программами для младшей, средней и старшей школы), средне-специального (для учащихся) и курсы повышения квалификации (для учителей). Родительская общественность оказалась очень деятельной частью того постсоветского общества и силами православных родителей было сформировано несколько приходов, которые занялись возведением храмов по месту жительства. Когда звучит вопрос, какое место в моей жизни занимает Православие, ответ очевиден: Православие – это образ жизни.

– Расскажите об общественной организации «Семья России», президентом которой Вы являетесь. В этом году ей исполнилось 10 лет – как возникла идея создания, какие задачи Вы ставили, приступая к этой работе, что из задуманного удалось сделать за это время и каковы планы на будущее?

Десять лет назад была создана автономная некоммерческая организация «Семья России», учредители которой своей основной задачей поставили разработать эффективную малозатратную просветительскую систему, которая в удобных и доступных формах будет популяризировать для разных целевых аудиторий традиционные семейные ценности и способствовать духовно-нравственному оздоровлению российского общества. Постепенно, год за годом были тщательно систематизированы, разработаны и апробированы просветительские проекты, которые синхронно ежемесячно проводятся сегодня в большинстве российских регионов. Многие проекты «ушли в народ» и самостоятельно, теперь уже без необходимой ранее координации, проводятся на просторах России, обогащенные региональным компонентом. Главная просветительская находка автономной некоммерческой организации «Семья России» – это налаженная постоянно действующая конкурсная среда в российском образовательном пространстве, которая позволила пробудить интерес учащих и учащихся к традиционным семейным ценностям. Десятки тысяч присланных в разные годы творческих работ на разноплановые тематические конкурсы, учрежденные АНО «Семья России», и тот социокультурный резонанс, который вызвала семейная тема в современном обществе, дают нам право утверждать, что слухи о нравственной невосстановимости российского народа сильно преувеличены. И если мы сегодня всем миром успеем сделать семью территорией добра, то у наших детей и внуков есть духовная перспектива.

– Сегодня на телевидении существует определенный заказ, ориентированный на воспитание образцового потребителя, и по центральным каналам показывают то, что окупается, имеет рейтинг. Статистика разводов в нашей стране, пропаганда идеологии «чайлдфри» - сознательного отказа от рождения детей ради «удовольствия жить для себя», показывает, что семья имеет достаточно низкий рейтинг, и больше не является той основой, на которой строится жизнь большинства людей. Что нужно сделать для того, чтобы тема семьи, радости родительства, любви и верности вновь стала популярной? Как помочь молодому поколению россиян обрести понимание красоты семейных традиций, увидеть творческую перспективу в рождении своих детей, быть ответственными родителями?

Автономная некоммерческая организация «Семья России» за прошедшее десятилетие издала многотысячными тиражами просветительскую продукцию, популяризирующую традиционные семейные ценности: DVD-сборники лучших фильмов Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», слайд-фильмы о радости чадородия, тематические семейные календари, спецкурс «Культура семьи», методические разработки и пособия, просветительские программы, буклеты «Благодатное супружество» и многое другое. Тематические материалы регулярно рассылались по субъектам Российской Федерации и епархиям Русской Православной Церкви, распространялись на ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях, многочисленных государственно-церковных и общественных форумах, православных конференциях и семинарах, на которых поднимались вопросы демографической безопасности России.

В 2013 году на Десятый Юбилейный Всероссийский кинофестиваль «Семья России», который проводился в рамках Всероссийского православного форума «Родительское благословение» с 11 по 20 мая, творческий коллектив АНО «Семья России» подготовил просветительский набор, в который вошли: DVD-сборник «Летопись российской семьи» в трех частях (60 дисков, 650 фильмов, 180 часов просмотра), DVD-сборник «Юбилейный» с фильмами-призерами Х кинофестиваля (5 дисков, 61 фильм, 15 часов просмотра), слайд-фильм «Радость новой жизни» (1 диск, 600 фоторабот, более часа просмотра), учебное пособие «Культура семьи» (твердый переплет, 184 стр.), методическая разработка «Нравы и нравственность» (буклет), российская национальная программа «Родительское благословение» (брошюра, 64 стр.).

Мы предполагаем, что все наши частные инициативы не напрасны, все, что делается ради того, чтобы «нашего рода не было перевода» – не зря. Преподобный Силуан Афонский, наш соотечественник, говорил, что даже намерение о добром деле, которое легче на весах Божиих, чем крыло стрекозы, – попаляет космическое море зла. Это он говорил о намерении, а что, если мы от намерений будем делать пусть небольшие, но конкретные дела? Может, благодаря просмотренному фильму Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» завтра кто-то остановится у драматической черты невозврата и сохранит жизнь собственного ребенка? Думаю, ради этого стоит потрудиться.

– Визуальное искусство, а кинематограф в особенности, – это мощное средство формирования личности, способ научить человека жить в той или иной реальности, будь то реальность церковная, христианская или же совсем наоборот. Какое кино можно назвать православным? И что такое благочестивое кино, как сформировать интерес зрителей к этому жанру?

– Разговор о путях развития православного кино – большая и серьезная тема, которую можем поднять лишь совместными усилиями. Самое идеологическое, самое массовое из всех видов искусств – кино – через кабельное, эфирное, спутниковое телевидение, через видео и интернет проникло в наши дома. Вместе с ним в незащищенные жилища врывается мощным потоком все, чем насыщено сегодня информационное пространство. Когда думаешь об этом безбрежном кинематографическом океане, то вспоминается дедушка Крылов, который утверждал, что от убийцы меньше вреда, чем от дурного писателя, книги которого будут и после его смерти десятилетиями духовно калечить людей. Православное кино начинается с того момента, когда мастер-художник понимает и несет духовные последствия нравственного вторжения своим произведением в души людей, отвечая в первую очередь себе на вопрос – а хочу ли я, чтобы этот фильм посмотрели мои родители, близкие? Чтобы он учил моих детей, внуков? И если что-то «жмет» и почему-то неловко – это свидетельство голоса совести в человеке, значит, он еще не совсем безнадежен. Если же художнику-творцу нравится создавать жестокосердные безнравственные сцены насилия, порнографии, разврата, извращений, смакуются сцены убийств, растления, алкоголизма, наркотических конвульсий и он заявляет, что это и есть свободное искусство, – то этот человек просто раб греха и он честно в меру своей одаренности служит пороку. Мы же не будем унывать, так как, будучи христианами, являемся бодрыми пессимистами (шутка): знаем, что весь мир лежит во зле, и даже знаем, кто князь мира сего, да еще знаем, что будет конец всему.

Но у нас, православных, как у Мальчиша-Кибальчиша, есть одна великая тайна на все времена – никто как Бог. Прежде всего цель истинного кинематографиста-творца – свидетельствовать об Истине, обращаясь к светлому началу в душе человека. Современный зритель уже перестал воспринимать просто героя. Ему нужен супер-герой. Православное же кино, в отличие от коммерческих лент, должно славить не человека, а Бога через самый обычный персонаж, через Божественное начало в нем, через образ Божий, который сияет в нем нетварным светом через толщу ветхозаветной натуры. Это непросто, так как драматургия кино как вида искусства закручена на конфликте (считай, неблагородных отношениях). Добродетель тиха и некриклива, порок же страстен и азартен, – сложно выдержать такую конкуренцию. Поэтому православное кино как жанр киноиндустрии только ищет свою дорогу к современному зрителю, пройдя первые два десятилетия. Но не будем унывать – силен враг, да милостив Бог. У нас все еще только начинается.

– Ваши просветительские проекты призваны расширять информационное поле добра, служить оздоровлению информационного поля России. Видны ли уже результаты или нужно время, чтобы доброе семя дало свои всходы? Как смотрят фильмы о России за рубежом?

– Никто из нас не выбирал: в какой стране родиться, на каком языке говорить и в какой семье жить. Это – изначальная данность земного существования человека. Нам с вами довелось родиться в великой стране, имя которой – Россия! Святой праведный Иоанн Кронштадтский убежденно говорил: «Русские, благодарите Бога за то, что вы русские, потому что Россия является подножием Престола Божьего». Российское государство – это множество семей, связанных единой исторической судьбой, мировоззрение которых определено Православием. Православное самосознание поднимает простого обывателя на духовную высоту Гражданина Отечества, который в деятельной любви добровольно самообязывается служить ближним и Богу не за страх, а за совесть. Отличительной чертой российского менталитета является соборность, в которой единство религиозного пространства создает условия для творческой самореализации личности в лучшем – добродетелях.

В сложные исторические периоды, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается потребительским унынием и сибаритской апатией, лишь православная семья способна противостоять агрессии зла и социальной безнравственности. Со времен святой равноапостольной княгини Ольги на Руси государственной идеей была святость. Духовно здоровая семья сохраняла многовековые традиции русской культуры и воспитывала полноценных граждан общества. Если мы восстановим историческую преемственность, то достойные наследники Святой Руси и сегодня способны созидать добро внутри себя и влиять на оздоровление российской государственности в целом. Для этого наш творческий коллектив автономной некоммерческой организации «Семья России» многие годы создавал конкурсную среду в российском образовательном пространстве, чтобы пробудить интерес наших современников к родным традициям через разноплановые конкурсы семейной тематики. Результатом нашей просветительской деятельности можно считать реальное внимание как общественных, так и государственных структур к вопросам семейных ценностей и изменению государственной семейной политики. Фильмы Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» к нашей радости смотрят наши соотечественники в разных странах мира, часто пишут нам благодарственные письма о том, что в фильмах видят «Россию настоящую». Ради этого мы и трудимся.

– Мы сегодня живем в эпоху, которая в миссионерском смысле гораздо тяжелее, чем времена языческой Руси – язычники не отрицали существования Бога и были открыты к узнаванию Благой вести, а, узнавая, принимали Таинство Крещения. Современные же люди, зачастую, сначала приступают к Таинству, а потом, по факту Крещения становясь христианами, не хотят слушать о том, что такое христианство, не читают Евангелие. В чем заключается христианская миссия сегодня?

– В настоящее время в российском обществе идет непростой процесс восстановления отечественных традиций как в общественной жизни, так и в семейном укладе. Семьи в современной России очень разные по своему духовно-нравственному и психологическому состоянию. Обществу, потерявшему нравственные ориентиры и духовную перспективу, свойственно противоречивость в определении и обозначении своих задач. При этом сами цели неразличимы под лозунгами, скрывающими подмены и двойные стандарты. У нас как бы два пути – сопротивляться воинствующему злу всеми возможными для себя силами, или отдать себя и своих детей на волю разрушающей стихии. Но нужно помнить, что зло, оставленное без обуздания, всегда стремится к тотальному захвату социального пространства. И сегодня общество свидетельствует о своем поражении злу разводами, социальным сиротством, переполненными домами ветеранов, разъедающей государственную ткань коррупцией. Это портрет живущего без религиозных ценностей постмодернистского человечества как следствие неоязычества, материальной зашлакованности и расхристианизации. На мой взляд, главная задача сегодня на кричать на всех углах: «Почему они делают это?», а спросить с себя: «Что я еще не сделал»? Пришло время самому своими делами свидетельствовать о христианском образе жизни, а не тратить свою бесценную жизнь на демаршах и пикетах, якобы борясь со злом, а на деле популяризирую его своим вниманием и борьбой. В России слишком много невспаханных полей милосердия и сострадания. Нужно самому стать нравственным, тогда и нравы вокруг изменятся.

– Какое влияние оказывают на Вас поездки по разным точкам нашей страны, встречи с людьми разных возрастов, что Вас радует и что огорчает?

– Россия как евразийская держава много веков назад собрала на своей территории племена и в православной вере объединила их в единый русский народ. Быть русским – значит верить в Россию так, как верили в нее все великие русские люди, все ее гении, ее созидатели. В ходе русской истории Россия слагалась и возрастала в таком порядке, что превратилась не в механическую сумму территорий и народностей, а в органическое единство, объединенное православной культурой. Феномен России заключается в том, что, как правило, защищаясь, она прирастала территориями, умножалась богатством и принимала под свое отеческое покровительство все новые и новые народности. Широта и размах российских просторов, неиссякаемая щедрость природных ресурсов, сложные климатические условия повлияли на формирование особенностей русского характера.

Встречаясь в российских регионах с истинными наследниками православной культуры, радуешься, что основной просветительской задачей они себе поставили знакомить российское юношество с родной историей, с именами тех, кто задолго до нас творил нашу историю, побеждал, обживал, осваивал, открывал, изобретал, укреплял нашу державу, терпел поражения и выносил из них уроки, самоотверженно защищал наше Отечество, воссоздавая его из руин и пепла. Большое количество причащающихся младенцев в воскресные дни в большинстве российских храмов не может не радовать и, полагаю, что растет новое поколение духовно здорового родительства, которые на уроках православной культуры уже успели узнать о Таинстве венчания и свою молодую семью начали стоить на родных традициях – с родительского благословения. Выздоровеет семья – преобразится и вся страна.

– Расскажите о семейной истории, которая больше всего затронула Вашу душу.

– За годы проведения Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» в адрес оргкомитета были присланы тысячи киноработ. Не все фильмы имеют отношение к популяризации семейных ценностей на православных традициях, но большинство показывают реальную картину действительного положения семьи в России. Оказывается, что и в сегодняшнем мире можно быть многодетными родителями. Многодетная семья похожа на оркестр, где есть дирижер, первая скрипка и много разных инструментов, имеющих свои формы и тембры, умеющие особым образом сливаться в прекрасные созвучия музыкальной гармонии. Полнота семейной жизни тем ярче, чем больше человеческих судеб рождается в лоне самозабвенной человеческой любви жертвенного родительства. Выделить какую-либо отдельную киноисторию не представляется целесообразным, потому что мы поняли за десять проведенных кинофестивалей главную истину – многодетные семьи необходимы любому государству не только потому, что благодаря им поддерживается необходимый демографический баланс, но, главным образом, потому, что являются наилучшей средой для воспитания ответственных, целеустремленных, трудолюбивых и психологически выносливых граждан страны. Много психологических проблем может решить воспитание подрастающих поколений в духовно здоровой атмосфере многодетной семьи. Родители, рождая посланных им Богом детей, умножают жизнь и радость на земле. Решимость рождать детей не блокируется социально-бытовыми аргументами, а появление каждого последующего ребенка воспринимается как зримое свидетельство полноты супружеской любви. Богатея детьми, многодетные родители обретают все возрастающую духовную силу, становятся источником новых жизней. И это наши современники.

– Одним из проектов общественной организации «Семья России» стало создание памятника «Родительское благословение». Не секрет, что немногие сегодня знают о том, что это такое, и зачем оно подается. Насколько важно родительское благословение?

– Долгие годы общественное мнение взирало на родительство как на побочный продукт семейной жизни, как на биологическое воспроизводство народонаселения в государстве. Считалось, что родительство – это то, что получается само собой, чему не надо учиться, на что «много ума не надо», но с уничтожением религиозных традиций в нашей стране, попранием нравственных норм и правил взаимоотношений старших и младших поколений мы столкнулись с серьезными проблемами в семейном воспитании. Рост социальных сирот и детей-бродяг превысил все мыслимые и немыслимые показатели. Дома престарелых переполнены старыми и больными людьми, брошенными своими взрослыми детьми. Сильные и здоровые подростки порой добывают средства себе на жизнь не трудом, а обманом, разбоем и воровством, зачастую у беззащитных пенсионеров и стариков. Нам необходимо вглядеться в традиции православного воспитания с тем, чтобы разобраться, каким должно быть благополучное родительство.

Это стало основной нравственной задачей возведения памятника-мемориала «Родительское благословение», в основу которого положен исторический факт материнского напутствия инокиней Марфой своего шестнадцатилетнего сына Михаила Романова на Русское Царство 14 марта (27 марта по новому стилю) 1613 года. Эти исторические события произошли на богохранимой Костромской земле, поэтому мы спешили приурочить открытие памятника-мемориала «Родительское благословение» к торжествам в честь 400-летия восшествия Царской династии Романовых на Русский престол. Однако ряд обстоятельств пока не позволил нам исполнить задуманное, хотя 18 мая 2013 года, в рамках Всероссийского православного форума творческой общественности «Родительское благословение», проходившего в форме молитвенного похода, посвященного 100-летию молитвенного похода Августейшей Семьи в мае 1913 года в честь 300-летия Царствования Дома Романовых, – состоялась театрализованная презентация самого памятника, который выполнил Народный художник России Александр Рукавишников.

– Когда мы смотрим на памятник, то видим женщину – мать, благословляющую сына. Какова роль матери в жизни семьи, в воспитании детей?

– Родительское благословение является краеугольным камнем семейного благочестия. Все мы – дети своих родителей. Все мы – родители своих детей. Вырастая, наши дети станут родителями. Фундаментом духовной крепости и социальной выносливости личности является родительское благословение, которое можно сравнить с дорожной картой жизни или компасом в житейском море. Родительское благословение ставит человека на крыло успешности, а почтительная уважительность выросших детей к своим послабевшим родителям является свидетельством «человеческого в человеке». На протяжении последних десятилетий основным понятием, характеризующим российскую действительность, является кризис. Начинает казаться, что веренице таковых несть числа: политический, экологический, финансовый, демографический и прочие. Бросается много сил и средств на решение то одних, то других проблем, но одни сложности сменяются другими… И становится все более очевидным, что упускается нечто главное, что позволяет человечеству сохранять свою выживаемость на планете. Человек перестал быть духовно и психологически выносливым. Запас жизненных сил современных людей невелик. Межличностные сложности невротизируют, а внешние трудности дезориентируют настолько, что человек теряет даже сам импульс к жизни, само волевое устремление Быть. Только осознав это, мы сможем понять: измениться прежде всего должны не внешние обстоятельства, а сам человек, его сердце, его устремления. И возможно это лишь в семье. Семья должна вновь обрести такие свойства, которые позволяли бы ей взращивать духовно сильных, психологически выносливых, честных, благородных и трудолюбивых людей. Поэтому творческий коллектив автономной некоммерческой организации «Семья России» большое внимание уделяет сбору материалов о родительском благочестии, которые располагает на сайте в разделе «О родительском благословении». В разделе «Молитвы родителей за детей» мы собрали на сегодняшний день около семидесяти молитвенных прошений, которыми современному родительству можно молитвенно обращаться в различных житейских обстоятельствах. Не зря в народе говорят, что материнская молитва со дна моря достанет. И это естественно – присутствие матери в жизни каждого человека переживается как естественное состояние. Чувство близости и неразделенности с малых лет дает нам психологическую устойчивость и защищенность, которые формируют фундаментальное доверие к миру, открытость к жизненному опыту и жизнерадостность душевного строя человека. И то, что в современных женщинах оскудевает потребность в материнстве лишь свидетельствует о все большем и большем отступлении человечества от Божественного замысла мироустроения.

– Мы реально становимся лучше? У кого-то есть ощущение, что мы, как народ, как личности, как семьи, что мы становимся лучше, крепче, сильнее, разумней? Есть ли какие-то обнадеживающие изменения в сознании людей и их деле укрепления семьи?

– На этот вопрос позвольте ответить стихами русского поэта Вячеслава Иванова, которые он написал после октябрьского переворота 1917 года 11 ноября:

Знаю, Господи, – будет над Русью чудо, узрят все, да не скажут, пришло откуда.

И никто сего чуда не чает ныне, и последи, не сведает о причине.

Но делом едино милости Господней исхищена будет Русь из преисподней.

Гонители-мучители постыдятся; верные силе Божией удивятся.

Как восстанет дивно Русь во славе новой, в державе новой, невестой Христовой.

И вселенной земля наша тем послужит, а сатана – изгнан вон, горько востужит,

Что одолеть не силен ее Твердыни, Божии не горазд разорить Святыни,

Но своею же победился победою. Кто верит вести – слово другим поведай.

– Расскажите о Вашей встрече с Сольбой.

– Несколько лет назад впервые посетила Николо-Сольбинский женский монастырь, который поразил не столько масштабами строительства (которые реально потрясающие), сколько христолюбием улыбающихся сестер обители. Узнав, что насельницы монастыря окормляют социальных сирот, которых в настоящее время стало количественно больше, чем самих монаществующих, и организована «Добрая школа на Сольбе», поразилась бесстрашию игумении монастыря, взявшей на себя такую ответственность. Познакомившись ближе с матушкой Еротиидой, поняла, что в разные века Господь призывает Своих людей в нужное время на Свои Божьи работы. Все возможно в Господе Иисусе. Наблюдая во времени как продвигается строительство детских душ от праздника к празднику, будучи профессиональным педагогом – увидела для себя реальную практику лучших традиций классического русского образования или, говоря поэтическим языком – педагогику любви. Возможно только в такой отдаленности от всех «благ» цивилизации и возможно восстановление «матрицы» истинно русской духовной жизни? Поживем – увидим, но и сами поможем, чем сможем. В дивное время живем, вымоленное сонмом новомучеников и исповедников российских.

– Что Вы пожелаете нашим читателям?

– С большой благодарностью еженедельно получаю Сольбинскую весточку (электронную газету): с какой любовью сделана текущая подборка материалов, как радостно, что о тебе такое трепетное попечение и заботливое деликатное просвещение. Желаю всем читателям духовных радостей и христианской любви ближних, а сестрам обители – многая и благая лета. Низкий поклон матушке Еротииде за обитель любви и человеческого неравнодушия.

 
 
____51
vesna_na_ozere_image_1_2_smcv8

01-622
image_53050311211027190570_tmb
71544028_41868921_1204709136_spring_00077
1321033687_4963baf5f8e9
71483458_0_25ebe_3aa6c456_XL
gdfhdgh
802771
images_2
img-2b81a
med_gallery_583_27_305792
1270761331_0003-004-grachi-prileteli
spring