Основы родительского воспитания

img_3796_copy

Галина Григорьевна Алексеева - президент АНО «Семья России»

Воспитание детей часто сравнивают с трудом садовника, возделывающего свой сад. В самом деле, устремляясь к красоте и гармонии, садовник с большой любовью ухаживает за своими питомцами, поливает, подкармливает, защищает их от тли и болезней, отсекает лишние ветви у деревьев при формировании правильной кроны, делает им прививку от лучших сортов, а главное, знает особенности каждого деревца и имеет терпение в ожидании тех плодов, которые могут вырасти на них, ведь всему свое время. Эта аллегория раскрывает удивительное сходство, которое существует в деле взращивания того малого и беззащитного, которое должно превратиться в большое и значимое, достойное и прекрасное. Именно воспитание ставит своей целью провести человека от детства к зрелости, отвращая от пагубного и злого, оберегая его от возможных ошибок и неудач, научая необходимому и полезному.

В православной традиции воспитания существует отличительная особенность: в ней всегда учитывается изначальная двойственность природы человека, его склонность как к хорошему, так и к плохому. Поэтому главной задачей родителей всегда было укрепление детей в добре и привитие навыка уклонения от зла и дурных поступков. Для этого самим взрослым необходимо, во-первых: знать, что есть добро для человека, а что есть зло; а во-вторых: овладеть основами родительского воспитания.

Православная система ценностей дает ясное различение добра и зла. Живущие по евангельским Заповедям православные люди точно ориентированы что есть добродетель, а что является пороком; что допустимо, а что невозможно; что должно исполнить, а с чем нельзя согласиться.

В православном образе жизни русского народа сложилась уникальная педагогическая традиция, благодаря которой выкристаллизовались национальный характер и менталитет, определились идеалы и ценности, сформировался такой строй души, которую иные народы называют «загадочной русской душой». Русскому православному народу во все времена были присущи: в общении – широта и открытость, в познании – глубина и богоустремленность, в переживании исторических и житейских трудностей – удивительная выносливость и жизнестойкость, в служении – бескорыстность и жертвенность.

Не сами собой вырастают достойные поколения, но трудами своих родителей.

Основами родительского воспитания являются следующие составляющие: мудрая любовь, психологические знания, педагогическая интуиция, терпеливое ожидание.

Мудрая любовь родителей радостно принимает своих детей как великую драгоценность, направляет каждого ребенка к совершенствованию своего характера и научает исполнять свое жизненное предназначение.

Проявляется мудрая любовь родителей к своему ребенку через:

а) способность вглядываться в личность вновь народившегося человека, различать его неповторимость и уникальность;

б) умение выявлять и развивать данные ему таланты и способности (без экзальтированности в сторону «вундеркиндства» или «индиго»),

в) разумность в распознании двойственной природы ребенка, в укреплении его добродетелей (склонности к доброму) и отсечении его страстей (склонности ко греховному).

Именно через эту призму мудрой любви рассматривают любящие взрослые все поступки своих детей.

К сожалению, встречается и искаженная родительская любовь, которую сами родители принимают за настоящую. Любить своих детей взрослые могут по-разному. Одни обожают, боготворят своего ребенка, делают его неким домашним кумиром и «приглашают» всех поклоняться ему. Другие любят страстно, ревностно, зорко следят, чтобы ребенок любил «лишь меня одну» или «меня одного». Иные находятся в постоянной тревоге за своего ребенка, они контролируют или упреждают каждый шаг своего чада. А у кого-то сила родительской любви настолько мала, что ребенок их чаще всего раздражает, им хочется поскорее отстраниться от него и освободиться от родительских забот. Бывает и так, что ребенок растет сам по себе рядом с

родителями бесконтрольно, сомнительно развлекаясь и стремясь получить как можно больше удовольствий.

Результатом искажений родительской любви становятся акцентуация характера и невротизация личности ребенка. Патологизация душевной сферы происходит незаметно и наиболее ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Существует опасность превращения «домашних «божков» в деспотичных эгоистов, ненасытных потребителей, стремящихся лишь к наслаждениям и удовольствиям, получаемым за счет других людей, чаще всего – за счет близких. Они не способны любить, они безответственны и очень амбициозны. Дети же, выросшие в страстной привязанности родителей к ним, порой не способны устанавливать открытые, доверительные отношения с другими людьми вне семьи, они настороженны, подозрительны и замкнуты. А те, за кого взрослые излишне тревожились и от всего оберегали, не успевают обретать собственный жизненный опыт. Такие люди инфантильны и боязливы, не имеют навыка самостоятельно принимать решения, поэтому очень зависимы от других. Когда же ребенок воспитывался без родительской нежности и умиления, без любви и ласки, он может сформироваться как эгоцентричная личность, психологически очень неустойчивая, склонная к неврозам. В тех же случаях, когда дети растут без особого педагогического внимания к ним, бесконтрольно и при полном попустительстве со стороны родителей, большая вероятность того, что они могут стать беспринципными конформистами, а порой даже – вероломными и безжалостными приспособленцами, умеющими извлекать из всего лишь выгоду и удовольствие.

Психологические знания – это конкретные сведения о закономерностях развития ребенка на каждом возрастном этапе становления его личности.

Психологические знания открывают:

* смыслы жизни внутреннего человека,

* значение взаимоотношений ребенка с родителями и со значимыми старшими,

* влияние среды, ранних запечатлений и условий жизни, формирующие первый, самый глубинный «набросок картины мира».

Мироощущение у маленьких детей складывается исключительно субъективно и бессознательно, основываясь только на личном эмоциональном опыте. Поэтому для ребенка главное не изобилие вещей, а радостные взоры родителей; не множество игрушек, а внимание к нему со стороны любимых взрослых. Знания законов развития, обучения и образования помогают родителям корректировать свои воспитательные усилия, точнее определять стратегию, выбирать наилучшую тактику взаимодействия с ребенком. Психологические знания наиболее легко передаваемый компонент воспитания, так как их можно излагать как устно, так и письменно.

Педагогическая интуиция – это воплощенное искусство воспитания, позволяющее родителям понимать своего ребенка в конкретных ситуациях и потому успешно осуществлять свою миссию. Дело в том, что закономерности развития для всех детей одинаковы, а особенности прохождения этапов становления личности у каждого ребенка строго индивидуальны. Поэтому в педагогике различают теорию и практику. Теории строятся на рациональных построениях и предположениях. Практика исходит из насущной необходимости ребенка. Теории можно строить и не приближаясь к детям, путем одних логических рассуждений. Воспитывать же одними логическими построениями невозможно, здесь нужно еще и педагогическое мастерство, основанное на интуиции. Педагогическая интуиция – это иррациональное переживание правды и истины, лжи и обмана, опасности и удачи, необходимости и достаточности. Интуиция подсказывает матери или отцу: когда быть с малышом или подростком в непосредственном контакте, а когда не обращать свое внимание на его демонстративное поведение; когда строго обличить обман, а когда сделать вид, что вполне доверяешь фантазиям ребенка; в каком случае необходимо заставить переделать плохо сделанную работу, а в каком – найти хорошее, что получилось, похвалить за это и тем придать маленькому труженику уверенности в себе.

Если же родитель во взаимоотношениях с детьми не умеет подниматься над конкретной ситуацией, не соизмеряет ее с высокими задачами воспитания, а всецело погрязает в перебранке со своим ребенком, то он действует тоже интуитивно, но его интуиция обращена лишь к собственным эмоциям и потому часто бывает ошибочной и антипедагогичной. Многие поступают

спонтанно, исходя из импульсивной реакции. Но немногие умеют чувствовать саму ситуацию как педагогическое действие и поступать сообразно с ней так, чтобы она работала на пользу нравственного развития ребенка. Зависит это от того, насколько серьезно сам воспитатель живет по духовно-нравственным законам и различает в жизненных ситуациях промыслительное благословение Божие.

Терпеливое ожидание родителя – это способность предвидеть в настоящем – будущее: в новорожденном – взрослого, в слабом – силу, в беспомощности – ловкость и умение. Из малого зерна вырастает большое дерево, но для этого необходимо время и благоприятные условия. Благоприятными условиями в воспитании являются вера родителей в своего ребенка; надежда на помощь Божию во всех родительских трудах, упование на то, что Господь даст силы и разумение поднять и поставить на ноги дарованных Им детей.

Терпеливое ожидание требует от родителей немалого мужества, так как воспитание детей всегда имеет отсроченный во времени результат: есть с ложки учим ребенка, начиная с 3-х месяцев, а самостоятельно и правильно пользоваться ею он научается лишь к 2,5 годам; учиться ходить начинает около года, а твердо ходить и бегать малыш научается к 3 годам; держать карандаш или ручку учим с 1,5 лет, а красиво писать он сможет, лишь став школьником.

Много раз повторять и тренироваться нужно в одном и том же, чтобы получить необходимый навык. Причем, как только родитель срывается в раздраженном упреке относительно «неловкости», «неумелости», «бестолковости», так сразу же закрепление навыка ухудшается, а потребность в нем блокируется страхом. Взрослый как бы застревает в настоящем и видит в поступках и действиях ребенка только «по факту» содеянного: разбитую чашку, рассыпанный сахар, испачканную одежду, сломанную вещь или игрушку. Нетерпеливый родитель не видит в этом педагогических ситуаций, когда ребенку в наибольшей степени нужна его помощь и наставления в обретении ловкости, разумности, находчивости и последовательности действий.

Только одобрение самых малых продвижений, радостное переживание родителями пусть даже малых успехов дает ребенку желание преодолевать трудности. Своей надменно-насмешливой или гневной критикой родитель может буквально раздавить личность малыша, тем более, когда начинает сравнивать его с кем-то, у кого успехи более заметные.

Терпеливое ожидание позволяет относиться к малому дитю как к будущему взрослому: к мальчику с потаенным почтением как к мужчине, к девочке – с нежностью и любованием как к будущей женщине. Это не означает, что родитель должен «выдавать» детям авансом незаслуженные привилегии. Строгость, иерархичность и разумность в воспитании сохраняются всегда, но убирается «взрослая небрежность» в отношении еще не повзрослевшего человека. Только сокровенная уважительность является залогом сохранения доверительных и доброжелательных отношений с детьми, особенно в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

В каждом взрослом человеке, живущим в согласии с идеалами высших ценностей, с рождением собственных детей непостижимым образом просыпается родительская мудрость, открывается педагогическая интуиция, появляется потребность в обретении психологических знаний. Обозревая педагогическое пространство воспитательного творчества, отец и мать в терпеливом ожидании овладевают основами родительского мастерства.

 
 
____51
vesna_na_ozere_image_1_2_smcv8

01-622
image_53050311211027190570_tmb
71544028_41868921_1204709136_spring_00077
1321033687_4963baf5f8e9
71483458_0_25ebe_3aa6c456_XL
gdfhdgh
802771
images_2
img-2b81a
med_gallery_583_27_305792
1270761331_0003-004-grachi-prileteli
spring