АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Храм в честь Святого Димитрия Солунского

Подготовила социальный педагог: Колокольникова Ю.С., Самарская область, г. Сергиевск, Государственное казенное учреждение Самарской области Сергиевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Янтарь»

1. Предисловие

1.1.Цель составления  методической разработки 

  • Познакомить воспитанников с историей появления иконы Димитрия Солунского, с традицией празднования Дмитриевской родительской субботой;
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории своей Родины и культуре;
  • Познакомить с храмом Димитрия Солунского, расположенный в с. Кандабулак.

1.2. Актуальность темы

Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей,

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

Ф. Тютчев

Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.

Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертью, храм православный представляет перед нами как дом молитвы... Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну, которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом. «Храм – это селение славы Божьей, храм – это небо на земле». В нем собор верующих окружен собором святых, образы, которых мы видим в росписях и на иконах. В этом единстве видимого и невидимого полнота Церкви, ее крепость и сила.

Храм – хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и угодников Божьих, в земле Российской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божьей благодатью, каждый нес в себе добродетели и лучшие национальные черты нашего народа...

Храм- это икона неба, место невидимого присутствия Божества. В храме Церковь земная соединена с церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения ангелов: их небесное пение слышит душа человеческая, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит человеческое сердце, омытое слезами покаяния.

Я решила уделить особое внимание теме: «Храм в честь Святого Димитрия Солунского». Храм  расположен в с. Кандабулак в 30 км от с.Сергиевска Самарской области.

1.3. На основе какого опыта написана работа

Данная методическая разработка  посвящена  одному из занятий по программе  «Духовное слово», проводимым воспитателем ГКУ СО «Сергиевский СРЦН «Янтарь».

Методическая разработка написана на основе собственного опыта.

1.4. Кому адресована

Методическая разработка адресована воспитателям, специалистам, воспитанникам.

2. Основная часть

2.1. Икона Святой Великомученик Димитрий Солунский

Как чудесно нынче в храме- 
Пахнет ладаном, цветами, 
Все стоят и молятся- 
Просят Богородицу: 
«Матерь Света, Всесвятейшая 
Серафимов всех Славнейшая, 
С небом нас связующая 
Путь нам указующая. 
От скорбей и бед укрой- 
Омофором нас покрой!

image002 image003

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Одно из ценнейших изображений святого – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке  писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну".

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

Святому великомученику Димитрию Солунскому молятся о прозрении очей, о покровительстве православным воинам, о защите от нашествия иноплеменных и иноверных.

2.2. Храм в честь Святого Димитрия Солунского (с. Кандабулак Сергиевского района  Самарской области)

image005Село Кандабулак, находится в собственности Самарской епархии; в 30 км от с. Сергиевск.

Село Кандабулак было основано в 1737 году в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны о переселении калмыков к востоку от Волги для несения ими пограничной службы на восточных рубежах. Непосредственный надзор за исполнением указа осуществлялся В. Н. Татищевым.

В 1837 году в Кандабулаке проживали 1611 человек, из них 336 калмыков. В 1870 году в Кандабулаке открылось земско-общественное начальное (одноклассное) училище.

В 1900 году в селе Кандабулак насчитывалось 536 дворов, в которых проживало 3012 человек. В селе существовали церковь, школа, земская станция, ярмарка 1 января, базар по четвергам, 4 водяных и 4 ветряных мельниц; имелись врач, фельдшер, волостное управление, урядник.

Возведение церквей на Руси  возводились в ознаменование важ­ных исторических событий. В русской церкви воплощалась как идея христианская, так и идея исключительно народная, патриотическая. Церкви становились своего рода рукотворными памятниками-летописями героических деяний предков, славного прошло­го родины.

Церковное почитание святого великомученика Дмитрия в Русской церкви началось сразу после Крещения Руси.

К строительству нового трехпрестольного каменного храма в честь Святого Димитрия Солунского приступили в 1896 году. Божий дом строился на пожертвования прихожан. В селе в то время было немало богатых людей, которые щедро делали взносы, но как тут не вспомнить древнюю притчу о бедной вдовице, которая отдала в храм последние гроши. И эти гроши были особо отмечены Богом, поскольку бедная вдова жертвовала не излишки, а делилась последним, что у нее было. Так что каждый житель Кандабулака внес посильную лепту в строительство нового храма. Не прошло и десяти лет, как красивейшая церковь возвышалась на берегу пруда. Построили ее из красного кирпича. Украшали ее различные выступы и карнизы. Венчали три купола – храм был трехпрестольный:  центральный – в честь Дмитрия Солунского, два остальных в честь крестьянских защитников великих чудотворцев и скорых помощников Ильи Пророка и Николая Угодника. Высота с куполом – 16 м. Стены внутри были расписаны изображениями святых и картинами на библейские сюжеты. Храм вмещал до полутора тысяч молящихся (а в селе в то время населения насчитывалось чуть более трёх тысяч человек). Земля вокруг церкви была ухожена. И каждое посещение храма было праздником для души верующих людей.

В 1939 году церковь была закрыта, но попытка разобрать ее по кирпичику для строительства средней школы в с. Сергиевск успехом не увенчалась. Снесена была только колокольня, да ураганом позднее снесло сам купол. И как бы ни было трудно, группа прихожан во главе с местным батюшкой возобновили службы, в храме совершилось чудо: засветились, засияли нимбы на главах святых евангелистов.

5 ноября 1997 года в разрушенной церкви Дмитрия Солунского в честь приближающегося престольного праздника состоялась первое, за несколько десятилетий, богослужение священником из села Сергиевск.

С сентября 1999 года под руководством Анисимова Николая Анатольевича, принявшего сан священника, начаты работы по строительству воскресной школы и восстановлению храма. 26 декабря 2000 года в церкви состоялась торжественная литургия, посвященная ее второму рождению.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма, которое требует колоссальных финансовых затрат. Чаяниями прихожан выполнены небольшие ремонтные работы.

image006

Этот храм представляет собой огромную историческую, культурную и духовную ценность для большинства жителей района, многие из которых являются его прихожанами.

image009В храме каждое воскресенье совершается Божественная Литургия, регулярно служатся молебны, совершаются таинства Крещения, Венчания, Исповеди, Соборования, Причащения, а также обряды отпевания и пр.

В храме есть частицы святых мощей: влмч. Георгия Победоносца, мч. Вонифатия (Тарсийского), мч. Виталия, влмч. Анастасии Узорешительницы, мч. и безсребр. Домиана (Римского), мц. Феофилы, прпд. Кукши Одесского и свт. Николая Мирликийского Чудотворца.

Вообще, нетленные мощи святых – удивительное, необъяснимое явление в Православной Церкви. Святые мощи (от слова «мощный», «мочь») – это останки православных праведников. Многие, кто прикасается с верой к мощам или частицам мощей получают исцеления, как телесных болезней, так и облегчение душевных страданий. В мощах находится  животворная сила, которая сохраняет их в нетлении, а  через прикосновение к мощам – передается  всем, кто приходит с верой.

На православных иконах Дмитрий Солунский изображается в воинском облачении, с копьем и мечом. Субботу перед 8 ноября называют Дмитриевской родительской субботой. В этот день принято поминать усопших, посещать могилы родственников.

Кроме того, при храме уже 2 года действует семейный интернат. Отец Николай и его супруга, матушка Фотиния, вырастили трех своих дочерей. И теперь, когда дочери выросли и создали свои семьи, о. Николай с супругой приняли в свою семью 9 детишек, социальных сирот, в возрасте от 4 до 12 лет. Дети воспитываются в вере, в уважении к старшим и друг другу, в трудолюбии. Отец Николай и матушка Фотиния стремятся дать детям разностороннее развитие. Большинство детей при поступлении в семью священника имели диагноз задержки психического развития. Спустя короткое время, с Божьей помощью и благодаря постоянным занятиям по развитию детей, эти диагнозы сняты!

 Заключение

Невозможно представить город или  село  без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

Никто никого не обязывает ходить в храм.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма. Может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно в самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится о Боге, о смысле собственной жизни. О вечности. И направляется он в храм, и становится ему дом Божий самым главным и родным домом.

Литература 

Сергиевский район.-Самара:Издательский дом «Агни»,2009 г.
www.sergievsk.ru/pravoslavie
 
 
v_inicnativi