АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Посещение Императором Николаем II города Овруча

Автор: Остащенко Янина

Руководитель: Стоцкая Татьяна Александровна, г. Санкт-Петербург

  1. II. Введение
  1. 1. Обоснование выбора темы

В моей школе предмет биологию преподает Татьяна Александровна Стоцкая, родным городом которой является город Овруч. Именно от неё я и узнала историю этого города, древней святыни Овруча – чудесном Васильевском Златоверхом храме и посещении города самим императором Николаем II.

Помимо этого 2013 год является поистине юбилейным и памятным годом для дома Романовых. Прошло 400 лет со дня воцарения первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича и 145 лет со дня рождения последнего российского самодержца Николая II.  Эти даты связаны со светлой страницей истории династии Романовых. Также в 2013 году исполнилось 95 лет со дня расстрела последнего императора Николая II и царской семьи. Именно последний Николай II подвергался осуждению во времена советской власти, что не давало возможности объективно изучать его биографию, личность и деятельность, особенно связанную с церковью.

Выбранная мною тема «Посещение императором Николаем II города Овруча», раскрывает религиозность и духовную возвышенность последнего самодержца.

  1. 2. Цели и задачи работы

Цель:

  • выяснить возможные причины посещения императором Николаем II города Овруча

Задачи:

  • изучить сведения о городе Овруче и об Овручском храме в промежутке  X – XIX веков
  • собрать информацию о посещении императором Николаем II города Овруча и освящении Васильевского Златоверхого храма
  • рассмотреть религиозность личности последнего императора
  • определить направления церковной деятельности Николая II, отраженные в поездке императора в город Овруч
  • проследить связь между личной религиозностью императора и его церковной деятельностью
  • сделать выводы на основе изученного материала о возможных причинах посещения императором Николаем II города Овруча
  1. 3. Историография вопроса

Личность последнего императора Николая II и его деятельность до сих пор являются предметом изучения многих историков и вызывают живейший интерес в обществе.

В советскую эпоху личность последнего императора подвергалась в работах журналистов и историков всяческим издевательствам и порицанию. К примеру, вышедшая в 1923 году книга журналиста И.М. Василевского (Не-Буквы). И.М. Василевский видит миссию Николая II в том, чтобы погубить самодержавие, его корни и идею. В 1924 году вышла в свет книга историка и журналиста С.Б. Любошицы «Последние Романовы», в которой уничижаются личности всех российских самодержцев XIX века, а последний самодержец представляет собой «венчанную пошлость», «царя-недотёпу».

В 30-50-ые гг. XX века специально никто не занимался изучением биографии Николая II, поскольку идеология государства предполагала не столько исследование истории, сколько ее «правильную» интерпретацию. В таких условиях изучение жизни последнего самодержца теряло смысл. Поэтому только в 80-90-ых гг. XX века обострился интерес к последнему царю.

Книга Марка Ферро «Николай II», французского специалиста по современной истории, в том числе и российского общества, позволяет увидеть жизнь Николая II, этой во многом загадочной личности, и обстоятельства его гибели в Екатеринбурге в 1918 году. Она основана на архивных материалах, в том числе и из личных дневников императора Николая II. М.Ферро подвергает критике политику двух последних русских царей Александра III и Николая II. Последнего императора Николая II, названного в главах книги сначала Николаем «Неудачником», а потом Николаем «Кровавым», М.Ферро описывает как закоренелого монархиста, находящегося под влиянием своей жены Александры Федоровны, и раскрывает некоторые мистические моменты, связанные с царской четой.[10]

Книга известного петербургского историка Сергея Львовича Фирсова «Николай II. Пленник самодержавия» – углубленный научный труд, жизнеописание императора Николая II через анализ его деятельности, а также воспоминаний и оценок его современников и близких ему людей, представляющее собой углубленное осмысление его личности, цельность которой придавала вера в самодержавие как в принцип.  Называя последнего российского самодержца «пленником самодержавия», автор дает ключ к пониманию его действий, а также подробнейшим образом рассматривает политические, исторические и нравственные аспекты жизни императора Николая II и членов его семьи.[11]

Книга «Русская церковь пред революцией» протопресвитера  Георгия Ивановича Шавельского является  резюме, подведением итогов и осмыслением пройденного и уже законченного этапа целого сообщества, почти всей страны, через призму церковного устройства и церковной жизни той эпохи, которая привела к революционной катастрофе. Она основана на воспоминаниях человека, который был не просто современником происходивших событий, но непосредственным их участником, имевший возможность ознакомиться со всеми сторонами  церковной жизни и деятельности. В главе «Последний самодержавный император» автор раскрывает влияние православия на характер и поступки императора Николая II, его непоколебимую веру, и пишет о заслугах императора в церковной деятельности.[12]

Книга «Николай II. Очерки истории императорской России»  духовного писателя, историка и публициста Николая Дмитриевича Тальберга содержит в себе описание церковной  деятельности Николая II, основные ее направления и конкретные действия. Автор положительно оценивает церковную политику, рвение к православной церкви и яркую религиозную сущность последнего императора. Н.Д.Тальберг рассматривает жизнь императора с рождения и до трагической гибели, в каждом поступке показывает его благочестивый характер, называя «возлюбленным Государем».[8]

Особого внимания заслуживает книга церковного историка и церковно-общественного деятеля Евгения Евлампиевича Алферьева «Император Николай II как человек сильной воли». Эта книга является полной противоположностью работ И.М.Василевского и С.Б. Любошицы. В ней биография последнего императора представляет собой жизнеописание Царя-Мученика. Е.Е. Алферьев описывает заслуги царя, и в первую очередь непосильный труд его души и особую воцерковленность и духовность.  В каждой из глав автор на примерах показывает непосильную работу души Николая II. Упоминается в труде Е.Е.Алферьева и о посещении императором Николаем II города Овруча для освещения отреставрированного древнерусского Васильевского храма.[6]

Об истории города Овруча и Васильевского храма пишет преподаватель Волынской духовной семинарии Теодорович Н.И. в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Волынской епархии». В «Историко-статистическом описании» подробно повествуется об основании города и его жизни на протяжении многих лет, а также об основании и тяжелой и поразительной истории Васильевского храма в Овруче, чудесах, связанных с древней святыней.

О реставрации храма, о разработанных архитекторами проектах подробно повествует книга Евгения Васильевича Михайловского «Реставрация памятников архитектуры». Целью данной книги является обзор реставрационных работ, проводившихся в различных европейских странах в XIX — начале XX в. Именно в XIX в., в эпоху образования национальных государств и роста национального самосознания народов, пробудился интерес к истории и культуре прошлого и реставрация памятников архитектуры получила небывалый до того времени размах. В одной из глав непосредственно описывается ход реставрации Васильевского Златоверхого храма в городе Овруче, рассмотренной с точки зрения архитектуры как точной науки и в то же время как искусства.[7]

Единственным наиболее полным источником информации о поездке Николая II в город Овруч и о самом городе Овруче является еженедельный журнал Российской империи «Волынские епархиальные ведомости», несколько номеров которого содержат подробнейшее описание приема жителями Овруча и Овручского уезда российского императора, речи волынского архиепископа Антония Храповицкого, обращенные им к императору в день его приезда на освящение Васильевского храма.[3,4,5]

Уникальным источником невозможно не признать черно-белую видеопленку о посещении императором Николаем II города Овруча, о принятии им депутаций и смотре «потешных».

  1. III. Основное содержание

  1. 1. История города Овруча и Васильевского храма в X-XIX вв.

В 946 году Овруч занял место столицы древлянского княжества, вместо сожженного княгиней Ольгой Коростеня. Древлянской столицей Овруч был до 1394 года, а затем присоединен был к Литовскому княжеству. Спустя 400 лет императрица Екатерина II присоединила древлянскую землю к землям Российской империи, в числе земель отторгнутых некогда поляками. Овруч, над которым пронеслось целое тысячелетие той кипучей исторической жизни, какой жила юго-западная Русь, в непрестанной борьбе сначала удельных князей между собой, затем с Литвой, Польшей, татарами, иезуитами, действительно очень богат разными памятниками, имеющими ценное историческое и археологическое значение. В районе города Овруча насчитывалось около десяти тысяч старинных могил и курганов. Такие археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н. э., представленные остатками поселений и многочисленными своеобразными курганами, имеют особенно большое значение для изучения восточнославянских племен, их расселения, быта и культуры. Также из числа очень ценных памятников старины в Овруче сохранился Васильевский Златоверхий храм.

История собора достигает времен княжеской эпохи Киевской Руси. Он является живым памятником исконного господства православия и русской народности.  В 988 г. великий князь Владимир крестил Русь, крестившись сам до этого в Византии. Для успешного распространения христианства, он строил города, церкви. В 997 г. великий князь Владимир посетил Овруч, окрестил овручан, построил деревянную церковь имени Святого Василия Великого, именем которого был назван при крещении. Деревянная церковь, построенная князем Владимиром, простояла больше ста лет, а потом, в 1190 году, правнук равноапостольного князя Владимира князь Рюрик Ростиславович построил на том месте новый каменный Васильевский Златоверхий храм, представлявший, как свидетельствуют сохранившиеся некоторые его части, а также сказания, высокий образец церковного зодчества и художественного искусства того времени.

Немая свидетельница целого тысячелетия церковь испытала одинаковую судьбу с прочими храмами южной Руси. В 13 веке дважды она была разорена монголо-татарами, и оба раза восставала в прежнем своем благолепии. В 14 века церковь подверглась той же участи от князя Гедимина, разорившего Васильевский храм за упорную оборону города. Хотя он и не был разрушен до основания, однако возобновление его в прежнем виде было не под силу жителям разоренного Овруча. Усердные прихожане построили себе внутри запустевшего храма только небольшую деревянную церковь, но и она вскоре сгорела. Позже была возведена на том же месте другая деревянная церковь, отнятая потом униатским духовенством и разрушенная казаками. И вновь среди стен Васильевского храма овручане соорудили третью деревянную церковь, существовавшую до 1784 года. Впоследствии она была запечатана и разобрана для постройки новой церкви на более безопасном месте.  Сам Васильевский храм сохранялся почти целиком, хотя и поврежденный, до середины XIX века; уцелели также и древняя храмовая икона святого Василия Великого с частицей мощей этого святителя, некоторые другие древние иконы, которые во время восстановления храма хранились в Успенской и Николаевской церквях города Овруча, и гробница от мощей святого преподобномученика Макария Овручского.

Однако во время одного из невежественных «археологических» розысков в 1842 году, предпринятых каким-то археологом-любителем, был подрыт фундамент южной стены, после чего она рухнула. Рухнули вслед за ней и столбы храма с опиравшимся на них куполом.[1]

  1. 2. Восстановление святыни. Вклад императора Николая II в восстановление Васильевского храма.

В 1903 году Археологическая комиссия Русского археологического общества, созданного по указу императора Николая II, обратилась со специальным письмом к Волынскому епископу, в котором указывалось на плохое состояние оставшихся стен церкви Святого Василия в городе Овруче. При этом были затребованы чертежи и фотографии храма для решения вопроса об его дальнейшей консервации.

В ответ на указанное письмо Волынский епископ запросил Синод и в Овруч был командирован причисленный тогда к канцелярии Синода архитектор-художник А.В.Щусев. Он составил в 1905 году предварительный проект реставрации. Проект этот предусматривал полное сохранение уцелевших частей здания, включаемых реставратором в соответствующие места стен.

В августе 1907 года, то есть до начала каких бы то ни было реставрационных работ, Щусев обратился с открытым письмом в редакции ряда газет, в котором он извещал о предполагаемой реставрации храма: «предлагается лицам, интересующимися взглянуть на раскопки, поспешить в Овруч. Реставрацию древних памятников необходимо ставить в широкую известность для того, чтобы по окончании работ не было лиц, недовольных на то, что памятники – достояние народа, переделываются и об этом знают только немногие…»[2].Всего было собрано сто пять тысяч рублей. Больше четверти средств было пожертвовано Волынским земством, а остальные две три собраны из частных пожертвований и посредством всероссийского церковного сбора. Одна десятая часть всех средств (около 10000 рублей) была пожертвована императором Николаем II из собственных средств на иконостас, паникадило (хорос) и ламбады. [Приложение 5]. Хорос древнего стиля (обручевидное паникадило) был изготовлен в мастерской Вебера в Петербурге, а к нему двенадцать икон апостолов на золотом фоне в новгородском стиле, написанные художником Тюлиним. Все церковные сосуды в древнем стиле были пожертвованы князем Владимиром Викторовичем (предводитель дворянства Волынской губернии).

В 1909 году Спасо-Нередицкой церковью Васильевскому храму были переданы одиннадцать древних икон для устроения иконостаса, в том числе иконы Спасителя, великомученика Дмитрия, святителя Николая, великомученика Георгия и апостола Петра.

Восстановление святыни длилось почти четыре года. К 1911 году она была «полностью возведена, увенчана святым крестом, отоплена печами и расписана по стенам и по потолку древней живописью. …И снова красуется в Овруче древний храм, и опять сияет далеко его золотая глава».[3]

  1. 3. Религиозность императора Николая II

Русская православная церковь во всех проявлениях своей жизни теснейшим образом была связана с государством, самодержавный император которого по основным законам (ст. 42) считался «блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния, а в акте о наследии престола даже именовался «главою Церкви». [4]

При столь тесном союзе Церкви с государством и вытекающих отсюда разнообразных возможностях влияния самодержавного монарха на церковь нельзя совсем отделить ту или иную эпоху Церкви от личности современного ей императора. Его характер, настроение, взгляды, весь его духовный облик не могли не оказывать своего влияния на течение церковной жизни. Российский император имел возможность непосредственно или посредством подчинявшегося ему Синода направлять жизнь русской православной церкви по определенному руслу. XIX век не знал относившихся равнодушно к церкви русских императоров. Императоры Александр I, Николай I и Александр II были верующими и преданными Церкви монархами. Александр III отличался особой набожностью и высокими семейными христианскими добродетелями. Император Николай II вырос в атмосфере подлинного русского благочестия, отличавшего весь уклад жизни семьи его отца. Благочестие было привито ему с детства, и оно не покидало его до последних минут его жизни. Женитьба императора нисколько не помешала развитию его набожности, так как императрица Александра Федоровна также от своей семьи унаследовала горячую религиозность и своим влиянием на супруга лишь закрепляла, но не расслабляла его религиозное чувство. Царь веровал смиренно, просто и непосредственно. Становясь на молитву или входя в храм, он совершенно отрешался от своего царского величия – тут он хотел быть как все – только смиренным рабом Божиим. Наблюдавшие царя умилялись, когда он «Слава Всевышних Богу» на всенощной, «Верую» и «Отче наш» на литургии обязательно выслушивал, стоя на коленях. Он, подходя к чаше, делал земной поклон, лбом касаясь, пола и смиренно, отнюдь не напоказ, после целования креста или Евангелия, лобызал руку священника. Всевозможные удары судьбы, в каких в его царствование не было недостатка, он принимал с удивлявшим наблюдавших его в те минуты спокойствием, фатально веруя, что все совершается по воле Божией. Его любимым праведником был многострадальный Иов, в день памяти которого (6 мая ст. ст.) он родился, а его излюбленным утешением – евангельское «претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Церковность была неотъемлемой частью его жизненного уклада.

Император Николай II веровал просто, крепко, непоколебимо, по-детски искренно. Его вера не знала никаких сомнений. При такой вере он удовлетворялся минимумом того, что могла давать Церковь: благолепным богослужением и благословениями пастырей Церкви, и не мог остро чувствовать нужды в разносторонней церковной деятельности, какая тогда настоятельно требовалась для его государства. Каковая же сторона тогдашней церковной жизни могла только успокаивать его: везде он видел великолепные храмы,- сам наблюдал торжественно-пышные богослужения, его буквально засыпали несшимися со всех концов России от разных церковных обществ выражениями верноподданнических чувств, а Святейший Синод – кроме того, бесконечными представлениями к наградам «доблестных» архиереев, иереев и разных иных людей церковного чина.

На становление религиозного мировоззрения Николая II не могло не повлиять крушение императорского поезда 17 октября 1888 года. В этой катастрофе могла погибнуть вся царская семья, включая наследника Николая Александровича. Невозможно было представить, чтобы кто-то мог уцелеть при таком разрушении. И все же царская семья практически не пострадала, отделавшись легкими ушибами и ссадинами. Наследник, как и все другие, воспринимал спасение как явленное чудо. С тех пор все члены царской семьи имели образки Спасителя, специально изготовленные в память о пережитой катастрофе. И ежегодно в Петербурге отмечалась годовщина «чудесного явления Промысла Божия над Русским Царем и всею Его Семьей, при крушении императорского поезда близ станции Борки» [5]. Так Борки стали своеобразным символом явленной Божьей милости. Позднее на месте крушения поезда была воздвигнута красивая часовня, а при проезде государя в ней всегда служили молебен. С тех пор Николай II на опыте познал, что такое Божья милость.

Совершенно убежденных, что император Николай II горячо любил Россию и для ее блага во всякую минуту готов пожертвовать собственною жизнью, весьма удивляло слишком спокойное, как бы безразличное его отношение к самым тяжким ударам, постигавшим его государство. Он со стоическим спокойствием прочитал телеграмму, извещавшую о Цусимском разгроме флота, убийство Столыпина в Киеве в сентябре 1911 года вызвало минутное огорчение, за которым последовали  полное успокоение и забвение. Государь чрезвычайно легко  расставался с самыми близкими своими сотрудниками и сразу же легко забывал их. Во всем этом иные видели патологическое явление, отражавшее удар, нанесенный ему в Японии. Другие объясняли это высоким христианским настроением государя, относившегося к несчастиям подобно Иову: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21). Вера, несомненно, укрепляла императора Николая II в несении им всех тяжестей царского венца.

  1. 4. Направления церковной политики императора Николая II 

Среди огромных заслуг императора Николая II в самых различных областях государственной жизни, видное место занимают его исключительные заслуги в церковной деятельности. Если бы тому не помешала революция, его царствование вошло бы в историю Русской Православной церкви, как самое светлое со времен Московской Руси и воссоединило бы Россию ХХ века с благочестивой Святой Русью наших предков. И, если бы не оскудела Русская Земля людьми высокого калибра, достойными своего Государя, Помазанника Божьего, то, как мы увидим ниже, он явил бы миру небывалый пример монаршего подвига необыкновенной духовной красоты.

Благодатное семя христианского учения упало на девственно чистую почву восточнославянских язычников и принесло наиболее богатые плоды чистой христианской веры, не засоренной ересями и какими-либо другими лжеучениями. Русский народ отдал христианству свою душу нетронутой. Церковь дала русским славянам все, начиная с письменности. Русскую азбуку изобрели свв. Кирилл и Мефодий, в первую очередь для перевода богослужебных и других церковных книг. Таким образом, был создан, так называемый, церковнославянский язык, на основе которого происходило дальнейшее развитие русской словесности, то есть русского устного языка и письменного слова. Крещение Руси стало началом ее быстрого расцвета. Уже через одно поколение, при Великом Князе Ярославе Мудром, Киев стал одним из культурнейших центров Европы, и Русь была в культурном отношении богаче большинства своих соседей.

После падения Киевской Руси, Церковь возродила русское государство, помогая небольшому Московскому княжеству объединить Русскую Землю в могущественную державу. Духовная жизнь и стремление к подражанию своим общепризнанным духовным вождям стояли на первом плане, а этими вождями были святые, и среди них особенно почитались преподобный Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский и митрополиты всея Руси святители Петр и Алексий. Неразрывное, тесное единство с ними всего русского народа XIV-XVI веков – ключ к пониманию формулы "Святая Русь". Это наименование нашей Родины никогда не подразумевало, что русский народ был свят. Но святость была единственным идеалом для всех, и других идеалов русский народ того времени не знал. Все прочие добродетели – просвещение, героизм, культурность и пр. – охватывались для него одним всеобъемлющим идеалом святости и имели ценность лишь при условии, что они освящались святостью. Между тем, на девятом веке своего существования, после блестящего расцвета на протяжении XIV-XVI веков, духовный рост Святой Руси остановился с наступлением Смутного Времени. После трехсотлетнего периода духовного процветания, который дал великий сонм святых русского народа, XVII век оказался изумительно беден святыми. Еще менее благостным для церкви был сумбурный XVIII век. В 1721 году указом Петра I было упразднено патриаршество и учрежден Святейший Правительствующий Синод.

В XIX веке в жизни Русской церкви наступает заметное оздоровление, которое некоторые историки называют даже расцветом церковной жизни в России. За четыре царствования девятнадцатого столетия были прославлены семь святых и установлено празднование свв. Угодникам Волынским.

И это радостное явление не только не угасало, но еще более возрастало в последующие годы. С 1896 года по 1916 год, за двадцать лет царствования императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств, чем за весь XIX век. Первым был прославлен митрополитом Киевским Иоанникием 9 сентября 1896 года святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. В 1897 г. было установлено местное празднование свмуч. Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, утопленных латинянами (1472 г.), а в начале XX века – празднование преподобного Иова Почаевского.

1903 год ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославления преп. Серафима Саровского Чудотворца, состоявшегося в присутствии государя и царской семьи, вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, а также многих других членов императорской фамилии, при участии многочисленного духовенства и при огромном стечении паломников. В Саровскую Пустынь, расположенную среди густых лесов Тамбовской губернии, в сотне верст от ближайшей железной дороги, собралось со всех концов России не менее трехсот тысяч человек, главным образом крестьяне, громко приветствовавшие царя. Перенесение мощей преп. Серафима из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор состоялось 18 июля, на второй день торжеств прославления. Гроб несли государь, великие князья и архиереи. Саровские торжества укрепили в государе веру в его народ. он видел вокруг себя, совсем близко, несчетные толпы, охваченные теми же чувствами, как и он, трогательно выражавшие ему свою преданность. он видел и крестьянство, и духовенство, и дворянство, и ему не могло не казаться, что та смута, которая тревожила его за последний год, – это всего лишь наносное, внешнее, чисто городское явление, тогда как сердце России еще здорово и бьется заодно с сердцем своего Государя.

В дни прославления преп. Серафима Саровского царь и царица воочию убедились в том, что они составляют одно неразрывное целое с толщей великого русского народа и что, если на пути их общих стремлений к тесному сотрудничеству в деле устроения государственной жизни встречаются помехи, то вызываются они искусственно созданным средостением, состоящим из чуждых элементов. В Саровской Пустыне перед ними раскрылась наяву дивная своей духовной красотой картина подлинной Святой Руси.

12 июня 1909 г. состоялось восстановление празднества св. Княгини Анны Кашинской (супруги святого великого князя Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде 22 ноября 1318 года, правнука Всеволода Большого Гнезда). Это событие имело большое значение для привлечения к православию старообрядцев, так как оно устраняло с их стороны укоризны в том, что в православной церкви не прославляются святые, имеющие двуперстное сложение для крестного знамения. В 1911 г. было восстановлено церковное почитание преп. Евфросина Синозерского. Это был в царствование императора Николая II второй случай – после св. княгини Анны Кашинской – вторичного прославления святого, ошибочно исключенного из сонма Русских Святых во время реформ, предпринятых патриархом Никоном в XVII веке.

Продолжало развиваться миссионерское дело, особенно необходимое ввиду вредной деятельности всякого рода сектантов, часто направлявшихся из-за границы. Православное миссионерское общество имело 14 отделов в разных епархиях и 10 миссий (восемь в Сибири и по одной в Японии и Соединенных Штатах). В 1909 году, при сочувствии государя, по почину владыки Никона, архиепископа Вологодского, созван был в Троице-Сергиевой лавре съезд монашествующего духовенства в целях поднятия духовной жизни в иночестве. В июле 1908 года в Киеве состоялся Всероссийский миссионерский съезд.

В церковных делах Николай II, следуя примеру своего державного отца, особенно заботился об улучшении материального положения духовенства и о духовном просвещении. При императоре Николае II был проведен целый ряд других мероприятий в направлении обеспечения сельского духовенства. Так, например, в 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. «Убежден»,- начертал Государь при утверждении устава – «что епархиальное духовенство с углубленным рвением будет нести свое пастырское служение в истинно христианском духе».[6]

Не меньше внимания обращал император Николай II на улучшения в области духовного просвещения. Как и его державный родитель, он ревностно заботился о церковно-приходских школах, против которых позднее вела кампанию вновь учрежденная Государственная Дума. Тем не менее, в 1913 г. в России насчитывалось 37. 641 церковно-приходская школа, а число учащихся в них достигло двух миллионов детей. Духовные учебные заведения делились, в зависимости от уровня образования, на низшие, средние и высшие, которые назывались, соответственно, духовными училищами, духовными семинариями и духовными академиями. В 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых, Государь, чтобы подчеркнуть важность высшего духовного образования, наименовал духовные академии Императорскими. Величайшей заслугой государя было стремление пробудить духовные силы любимого народа, привести их к живительным церковным источникам. Для этого старался Николай II вести и воспитание молодого поколения в отечественном духе, составлявшем испокон веков силу России. Тем самым молодежь все более приближалась к церкви. Заботился царь и о разумном и здоровом физическом развитии молодой смены. По почину государя успешно насаждались в среде учащихся «потешные». Большое впечатление производил их парад, происходивший 1 сентября 1911 года в Киеве в присутствии монарха.

В царствование Николая II Россия продолжала украшаться обителями и церквами. Сравнение статистических данных за 1894 г. и за 1912 г. показывает, что за эти восемнадцать лет было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого числа новых часовен и молитвенных домов. Среди новых храмов нельзя не отметить великолепный Федоровский Государев собор в Царском Селе, воздвигнутый на выбранном государем месте на поляне, прилегающей к парку, вблизи Александровского дворца, законченный и освященный в 1912 году. Помимо главного – верхнего храма, собор имел нижний храм, называвшийся Пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Федоровский Государев собор, сооруженный при ближайшем участии их Величеств на предоставленные ими крупные средства, был замечателен высокохудожественным внутренним убранством. Пещерный храм отличался находившимся в нем собранием подлинных святых предметов старины.

Кроме того, благодаря щедрым пожертвованиям Государя, в эти же годы во многих европейских городах были сооружены 17 новых русских храмов, выделявшихся своей красотой и ставших достопримечательностями тех городов, в которых они были построены. По повелению государя в Мукдене на кладбище выстроен был храм-памятник для увековечения воинов, погибших в войне с Японией в 1904-1905 годах. В Санкт-Петербурге сооружены были величественные храмы в память 300-летия Дома Романовых и новый морской собор, связанный с японской войной. Закончены были строением Владимирский собор в Киеве, Воскресенский «храм на крови» (в Санкт-Петербурге на месте убийства 1 марта 1881 года императора Александра II) и Александро-Невский в Варшаве.

Благочестивый государь понимал значение исторической древности в церковной области, и при нем дело это быстро развивалось. Уже в начале XX века преосвященным указывалось на то, что при объездах епархий надо обращать внимание на древние храмы. В 1901 году был учрежден комитет попечительства о русской иконописи, в коем председательствовал граф С. Д. Шереметев. Николай II очень любил древнюю иконопись, и в его царствование, в особенности с 1911 года, все более усиливался интерес к ней. В 1900 году по Высочайшему повелению возобновлен был древний (XII в.) Мстиславов храм Успения Божией Матери во Владимире-Волынском, и государь с семьей помогал этому святому делу. 20 августа 1912 года в Царском Селе был освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1910 году под председательством князя А. А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора, успешно работавший. В 1909 году произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест – благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 году царь и царица соорудили благолепную раку к святым мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6 тысяч рублей на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седпецкой губернии, на берегу Западного Буга.

Русский император не был ни главой, ни духовным главой Русской Поместной Православной церкви, но, как носитель верховной власти величайшего православного государства, Помазанник Божий, он исполнял священные обязанности вселенского покровителя и защитника православия и, в этом качестве, занимал в православном мире самое высокое место. Но наиболее важной была великая общечеловеческая миссия, возложенная божественным промыслом на императора Всероссийского. Он был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через Него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нем религиозно-мистической миссии.

Всеми силами души император Николай II стремился вернуть Россию на спасительный самобытный путь Святой Руси, возродить ее идеалы, восстановить ее монолитность, воссоздать и укрепить существовавшее в прошлом единство между церковью, царем и народом, которое лежало в основе ее могущества. Он ясно понимал роковые ошибки царя-реформатора, ослепленного материальными достижениями Запада и поставившего, по западному образцу, материальное начало впереди духовного. Надо было круто поворачивать государственный корабль к родным берегам, в сторону от Запада, давно отступившего от истинной христианской веры.

  1. 5. Описание приезда и пребывания императора Николая II в Овруче

В феврале 1911 года стало известно, что император Николай II собирается посетить город Овруч, чтобы присутствовать на освящении восстановленного храма. Это известие наполнило сердца волынян необычайной радостью. Все время до 3 сентября 1911 года прошло в неустанных заботах: все старались, чтобы достойно встретить своего венценосного монарха. Гражданское и духовное начальство начало готовиться к достойной встрече державного гостя. Дорога от станции Коростень до города Овруча, по которой предстояло проезжать императору, была приведена в надлежащий вид: были заново переделаны мосты, устроены, где нужно, дамбы, утрамбован путь для автомобилей. Овруч, небольшой и невзрачный городок, преобразился: появилась отличная мостовая, заново была вымощена площадь, дома и магазины были отремонтированы и получили приличный вид.

Предстоящему торжеству решено было придать церковно-народный характер. 21 июня 1911 года в Овруче под председательством архимандрита Митрофана и при участии духовных и светских лиц состоялось совещание. На совещании было решено для встречи императора пригласить все приходы, находящиеся от Овруча в радиусе сорока верст. Все желающие явиться в Овруч должны были прийти крестным ходом под главенством и полной ответственностью своего священника. На каждую сотню людей должно было приходиться десять охранников из народа, следивших, чтобы в их среду не проникли подозрительные и посторонние лица. Крестные ходы приглашались рано утром прийти на тракт перед Овручем и расположиться по обеим его сторонам. Также крестные ходы были направлены в местечко Искорость и в село Васьковичи по пути проезда императора Николая II. Те приходы, через которые предстоял проезд императора, встречали державного гостя у своих приходских храмов. Полиция и жандармерия действовали в полном согласии с духовенством и народной охраной.

Наконец наступило 3 сентября 1911 года. В 7 часов утра все участники встречи уже находились на указанных им местах. Все депутации приготовились предстать перед лицом монарха. Общее расположение участников в самом городе Овруче было таково: от городской арки, устроенной при въезде в город, по две стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами (около 2000 человек). Эти ряды, протянувшись до городской площади, окружили ее тесным кольцом. Середина площади была оставлена для почетного караула и двух потешных рот. Первая рота состояла из учеников церковных школ, вторая – из учеников министерских школ. В каждой роте было по 250 человек. В переулке к собору по одну сторону стояли учащиеся девочки и ученики церковных второклассных школ, а по другую – депутации. Первая депутация была от дворян Волынской губернии, подносившая икону императору. За ней шла депутация из председателя и членов губернской и Овручской уездной земских управ, подносившая хлеб-соль; далее депутация от города во главе с городским старостой тоже с хлебом-солью. После городской депутации следовали депутация строительного комитета по восстановлению Свято-Васильевского собора во главе с академиком Щусевым, депутация из представителей крестьян Житомирского и Овручского уездов и депутация Волынских церковных школ. Последней была депутация от министерских школ.

В 8 часов 15 минут утра российский император Николай II в сопровождении лиц свиты отбыл на автомобиле со станции Коростень по направлению к Овручу. [Приложение 6]. Вблизи Искорости высочайший проезд остановился у красиво устроенной арки. Здесь государя встретили духовенство, депутации от крестьянских обществ, учащиеся школ и потешные. Позади арки по обеим сторонам тракта стояли крестные ходы. Приложившись к святому кресту и выслушав краткое приветствие, император обошел депутации и ряды учащихся, удостоив их милостивой беседой.

Следующие села, через которые пролегал царский путь, были Пашины и Бехи. Оба селения были красиво украшены флагами, у храмов были устроены арки из зелени. Народ был собран вблизи дороги и с воодушевлением встретил проезд монарха. В селе Васьковичи состоялась вторая остановка. Здесь также императора встретили духовенство, депутации и учащиеся школ. Приложившись к святому кресту, Николай II принял икону Святого Николая, поднесенную прихожанами Васьковичей. [Приложение 2]

Проследовав далее через села Игнатполь и Потаповичи, восторженно встреченный населением, царский проезд приблизился  к главному пункту народной встречи, к четвертой версте не доезжая Овруча.[Приложение 7] Здесь была устроена арка, представлявшая собой два гигантских улья, обитых коврами местной работы, крытых соломой и соединенных соломенной крышей. [Приложение 1]. Под крышей из букв было составлено волынское местное приветствие «Слава Богу!».  Впереди и позади арки была устроена аллея из флагов, обставленных внизу снопами хлеба. Для встречи Его Императорского Величества пред аркой собрались духовенство во главе с епархиальным миссионером архимандритом Митрофаном и представители от крестьян. Позади арки стояли крестные ходы тридцати шести приходов со своими настоятелями и народными охранниками, занявшие обе стороны тракта на протяжении почти двух вёрст. Когда царский проезд остановился и император подошел к представлявшимся, архимандрит Митрофан приветствовал Его Императорское Величество следующими словами: «Великий Царь наш, Батюшка! Люди эти собрались сюда из разных сторон Полесского края навстречу тебе, своему Батюшке. Пришли мы с молитвою, для чего принесли с собою церковные хоругви – эти священные знамена Православия, и святые иконы. Напутствуемый молением твоего верного народа, войди, Помазанник Божий, в наш древний град и вступи под священные своды храма, твоею державною волею и помощью восстановленного. Благословен Грядый во имя Господне!». Приложившись к святому кресту и удостоив архимандрита Митрофана милостивой беседы, император принял святую икону преподобномученика Макария Овручского, поднесённую представителями от духовенства. Под восторженное пение грандиозного народного хора «Спаси, Господи, люди Твоя» император Николай II отбыл в город Овруч.

Ровно в 10 часов 15 минут вдруг громовое «ура» огласило воздух – кричала масса из народа и учащиеся, расположенные от городской арки, встречая проезжающего императора. К крику и ликованию народному присоединились и колокола, и крик, и звон, слившиеся в один общий гул. Между тем, остановившись по въезде в гору, самодержец среди все тех же восторженных криков «ура» вышел на площадь. Загремела музыка, начались команды и приветствие: «Здравия желаем, Ваше Императорское Величество». Император принял почетный караул, затем принял от начальника потешных рот капитана В.С.Андреевского рапорт и пропустил тех и других церемониальным маршем. В заключение смотра государь передал начальнику потешных и потешным «русское спасибо» и отбыл к депутациям.

Государь переходил по порядку от одной депутации к другой, принимая выражения чувств и подношения и милостиво беседуя с депутатами. Дошла очередь до депутации от церковных школ. Ею поднесено было прекрасно выполненное, художественное, в стиле 11-го века блюдо, украшенное камнями и выжженным по дереву видом Свято-Васильевского храма в красках.

После принятия депутаций государь император прошел к святым воротам, где стоял Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний со святым крестом и святой водой. Владыка Антоний приветствовал государя речью.

В этой речи архиепископ Антоний отмечал, что «у государя нет на земле соперников, а есть они только на небе» и «православный народ никого так на земле не любит, как сво­его царя, но он любит на небе святых Божьих угодников». Владыка обратил внимание в этой речи на великую радость народа, «который видит, что две его основные привязанности, Государь и Божьи угодники, совпадают вместе; когда, собираясь на поклонение святым угодникам, видит среди себя Государя своего, покидающего свои столицы и дворцы и поспешающего в глу­хой уголок своей необъятной страны для поклонения православной святыне». Кроме того им была выражена надежда на то, что после молитвенного общения государя с народом «в этом восстановленном под его покровительством священном храме, современном началу христианства на святой Руси», после посещения императором древних святынь «понятия вера, Царь и отечественные святыни будут составлять для души православного народа, как и составляли раньше, одно нераздельное сокровище». [7]

Когда речь была закончена, государь приложился к святому кресту, взял на руку святой воды, окропился и вместе со свитою вошёл за Владыкою в собор, после чего там сразу начался чин освящения. За свитою прошли и депутаты: часть в собор, а часть в церковную ограду. Учащиеся же и потешные роты окружили собор со всех сторон. [Приложение 4]. За оградой собора с западной стороны была устроена трибуна, заполненная почётными гостями. Несмотря на дождь, весь народ, как на улицах города, так на трибуне и в ограде, всё время стоял с непокрытыми головами, ожидая окончания службы.

Само освящение собора совершалось очень торжественно. На двух клиросах пели певчие – на правом из монахинь Овручского монастыря, а на левом из духовенства епархии под управлением Житомирского кафедрального протоиерея К. И. Левитского. Собор был полон молящимися. Государь стоял у правой колонны впереди. Перед ним с левой стороны к солее стояли Волынские дворяне, а с правой стороны и немного впереди, также ближе к солее, монахини. За самым Государем были министры и свита. Император, стоя в храме, мог подать пример своим религиозным настроением всем присутствующим: крестился истово, благоговейно, полагал поклоны в положенное время. Его Величество пред началом службы в новоосвящённом соборе сам возжёг паникадило, к которому была приделана пороховая нитка.

В конце богослужения Владыка Антоний вышел к государю с образом Святого Василия Великого, а матушка игуменья Павла с просфорою, причём Владыка сказал прочувствованную речь.  

Архиепископ Антоний сожалел, что «только в последние годы рус­ской жизни лучшие представители искусства обра­тились к воспроизведению в нем благоговейно умиленных приемов древнерусского зодчества и живописи» и благодарил императора Николая II: «это новое дело своим распространением обязано Твоему, Государь, Державно­му участию, точнее Твоему благословенному начинанию». Кроме того владыка выразил надежду, что «здесь откроется и источник духовного возрождения нашего общества, его возвращения к исконным устоям жизни на­родной по началам подвига смирения, любви и чистоты, от которого общественная жизнь отсту­пила за последние двести лет, но которые сохранились в лучших произведениях нашей, да­же светской поэзии». По окончании речи архиепископ Антоний пригласил монахинь Васильевского монастыря, которые просили государя «принять от них на память о молитвенном общении с ними святую икону Василия Великого». [8]

После речи государь облобызал святую икону Василия Великого, принял её от Владыки, а затем взял просфору. Осмотрев корпус монастыря и внешний вид храма, при криках учащихся “ура”, император удостоил продолжительной беседы Высокопреосвященнейшего Владыку Антония, и при криках восторженной массы отбыл из Овруча, поблагодарив Владыку за сердечную и торжественную встречу и проводы. [Приложение 3]. По отбытии царя в память посещения императором Николаем II города Овруча в церковной ограде Васильевского храма, с благословения Высокопреосвященнейшего Антония и при участии самого Вла­дыки, дворян, духовенства и народа был посажен молодой дуб, считавшийся священным деревом, жилищем богов, небесными вратами и символизировавший силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. При этом у древних славян дуб зачастую отождествлялся с местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события.

Ко времени окончания церковного торжества в Овруче, народ как вблизи Овруча, так и по лежащим на пути селениям, снова начал расставляться и занимать места в прежнем порядке. И вот снова показался императорский проезд. Медленно двигался автомобиль государя среди живых стен восторженно на­строенного народа. Воодушевленное «ура» не смолкало и громовыми раскатами разносилось на далекое пространство. Государь Император мило­стиво отвечал на воодушевленное приветствие народа. По пути Его Императорское Величество, осчастливил остановкой село Бехи, где изволил заходить в храм и сделал пожертвование на украшение последнего.

«В тот же день Его Императорское Величество, Государь Император изволил Всемилостивейше наградить организаторов церковно-народного торжества пожалованием – Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию – драгоценной панагии, епархиальному миссионеру архимандриту Митрофану, епархиальному наблюдателю священнику Феодору Казанскому и настоятельнице Овручского монастыря игуменье Павле – золотых наперсных крестов с украшениями».[9]

  1. IV. Выводы и обобщения по работе

Идея самодержавия заключает в себе и духовный, и светский принципы, поэтому самодержавие не может жить без православия. Поездку императора Николая II в город Овруч на освящение восстановленного Васильевского Златоверхого храма можно назвать исполнением его прямой обязанности, как самодержавного правителя, Помазанника Божьего, защитника истинной православной веры.

Во время первой российской революции 1905-1907 гг. вера народа в своего царя-батюшку резко пошатнулась. Возникла необходимость укрепить «пошатнувшийся фундамент» самодержавия. И, безусловно, содействие в достижении этой цели оказывала православная церковь. Обращение к народу, восстановление веры народа в самодержавие и своего императора было возможно только при непосредственном общении государя с подданными. Посещение императором города Овруча и освящение восстановленного храма, возможно, и было одним из шагов к укреплению веры народа. Ведь велика была радость народа при виде своего государя, покидающего столицу и дворец, приезжающего в глухой уголок своей необъятной страны для поклонения православной святыне рядом со своим народом, стремящегося разделить молитву со своим народом. Таково значение молитвенного общения императора в восстановленном под его покровительством Васильевском храме, современном началу христианства на Руси. С самого начала царствования Николай II стремился преодолеть «средостение», отделявшее его от простого народа. В этой связи роль смиренного христианина означала для царя связь с народом, воплощала национальный народный дух. Мистическая вера в крепость царской связи с народом для Николая II имела своим истоком православие. Покровительство русской православной церкви со стороны самодержца могло быть своеобразной благодарностью за неоценимую помощь в трудные годы разобщения царя и народа.

Вполне вероятно, что император Николай II, воспитанный К.П.Победоносцевым приверженцем политики Александра III, истинно желал восстановления действовавшей при Николае I теории официальной народности: «Православие, Самодержавие, Народность». Следуя этой идее, понятия вера, царь и отечественные святыни должны были составлять для души простого народа «одно нераздельное сокровище», как говорил архиепископ Антоний Храповицкий, встречая императора Николая II перед Васильевским храмом. Всеми силами души император стремился вернуть Россию на самобытный путь Святой Руси, возродить ее идеалы. Для воплощения этого замысла нужно было беспрепятственное молитвенное общение императора с его народом и воспитание молодого поколения непоколебимо верующего в государя и самодержавие. Поэтому император большое внимание уделял миссионерской деятельности против сектантов, развитию церковно-приходских школ, чтобы по возможности молодое поколение росло на благодатной истинно христианской почве и их воспитание проходило в отечественном духе. По почину государя успешно насаждались в среде учащихся «потешные», которые также приветствовали императора при посещении им города Овруча.

Нельзя не отметить и особенную воцерковленность императора, его любовь к богослужениям и иконам. Император чувствовал острую нужду в разносторонней церковной деятельности, в том числе и в восстановлении древних сокровищ церковной архитектуры Российской империи, к одному из которых относился и Васильевский храм в Волынской губернии. Овручский храм был известен своими святынями: древней храмовой иконой Святого Василия Великого и гробницей от мощей святого преподобномученика Макария Овручского, который в бытность свою славился даром исцеления и становления людей на путь истинный. Судя по религиозному настроению, благоговейной молитве в Васильевском храме, вера императора Николая II в силу небесных святых и надежда на излечение его единственного сына Алексея, наследника престола, могли привлечь его в город Овруч, поскольку медицина была бессильна в вопросе помощи цесаревичу. Царская чета, склонная к мистицизму, видела в вере, в церкви единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Последний император, веря в обреченность своего царствования, находил отдохновение и спасение своей души в православии, в истинной молитве.

Необходимо отметить, что последний самодержец особо интересовался раскопками курганов, проходившими в 1911 году в районе города Овруча и расширявшими знания российских ученых и археологов о быте и культуре восточных славян. Вполне достоверно об этом можно судить по имеющемуся разрешению Императорской Археологической комиссии на проведение раскопок и предоставлению находок на «Высочайшее Государя Императора воззрение». Поэтому одной из причин приезда императора в Овручский уезд мог быть интерес государя к истории истоков Российского государства. [Приложение 9]

  1. V. Библиография

  1. РГИА Ф.796.Д.408
  2. РГИА Ф.1284Д.128
  3. Библиотека при Санкт-Петербургской духовной семинарии. Волынские епархиальные ведомости ,1911,2 июня, №23
  4. Библиотека при Санкт-Петербургской духовной семинарии. Волынские епархиальные ведомости,1911, 9 июня, №24
  5. Библиотека при Санкт-Петербургской духовной семинарии. Волынские епархиальные ведомости,1911, 15 сентября, №38
  6. Алферьев Е.Е. Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль: Свято-Троицкий Монастырь, 1983.
  7. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М.: Издательство литературы по строительству,1971.
  8. Тальберг Н.Д. Николай II. Очерки истории императорской России. Издательство Сретенского монастыря, 2000.
  9. Теодорович Н.И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Т.1. Почаев: Типография Почаево-Успенской лавры, 1888.
  10. Ферро М. Николай II. М.: Международные отношения,1991.
  11. Фирсов С.Л. Николай II. Пленник самодержавия. М.: Молодая гвардия, 2010.
  12. Шавельский Г.И. Русская Церковь перед революцией. М.: Артос-Медиа, 2005.


[1] Теодорович Н.И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Т.1. Почаев: Типография Почаево-Успенской лавры, 1888. С.287-292.

[2] Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М.: Издательство литературы по строительству, 1971. С.164-165.

[3] Приложение к выпуску №51//Волынские епархиальные ведомости. 1911.

[4] Шавельский Г.И.Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005. С.457.

[5] Фирсов С.Л. Николай II. Пленник самодержавия. М.: Молодая гвардия, 2010. С.57

[6] Тальберг Н.Д. Николай II. Очерки истории императорской России. Издательство Сретенского монастыря, 2000. С.15.

[7] Речь архиепископа Антония, сказанная при приветствии Государя Императора при входе в Овручский храм. //ВЕВ. 1911, 15 сентября. № 38. С. 729-730.

[8] Речь, сказанная Антонием Его Императорскому Величеству, Государю Императору пред отпустом литургии в новоосвященном Овручском соборе 3 сентября 1911 года.//ВЕВ. 1911, 15 сентября, № 38, С. 730-731

[9] Обратный проезд Его Императорского Величества из города Овруча // ВЕВ, 1911, 15 сентября, № 38, С. 735

  1. II. Приложения

Приложение 1. Духовенство и богомольцы ожидают прибытия Государя Императора Николая II по дороге в Овруч возле устроенной арки (39 верста следования).

image001

Приложение 2. Беседа Государя Императора Николая II с депутацией встречающих во время проезда в Овруч.

image003
Приложение 3. Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и Государь Император Николай II после освящения Васильевского храма в г. Овруче.

image005
Приложение 4. Император Николай II в сопровождении свиты принимает парад потешных на площади г. Овруча.

image007
Приложение 5.Хорос (обручевидное паникадило), подаренный Васильевскому храму императором Николаем II.

image009
Приложение 6.Карта проезда императора Николая II в город Овруч: от ст. Искорость до с. Бехи

image011
Приложение 7. Карта проезда императора Николая II в город Овруч: от с. Бехи до с. Игнатполь

image013
Приложение 8. Карта проезда императора Николая II в город Овруч: от с. Игнатполь до г. Овруча

image015
Приложение 9. Открытый лист Императорской археологической комиссии №1303 от 21 июня 1911 г.

image017

Выступление, посвященное к 102 годовщине приезда царя Николая II в г. Овруч,

по случаю восстановления храма Св. Василия Великого в г. Овруче

произнесенное на торжественном митинге в год празднования 400-летия дома Романовых

17 сентября 2013 года

Стоцкая Татьяна Александровна

учитель биологии школы №233

г. Санкт-Петербурга

С праздником Вас Овручане. Овруч – это моя малая родина. Я здесь училась во второй школе, работала учителем в Журбе, была не раз в храме Св. Василия, но о значении ценности его я узнала в Петербурге на экскурсии известного ученого историка, который среди самых древних храмов России выделил наш Овручский Св. Василия.

Заинтересовалась и многое узнала об этом храме, о его удивительной истории. Много материалов есть в литературе и интернете, почитайте. Основан был самим князем Владимиром в 997 году, был «Чудом Златоверхим Васильевским» и целых 600 лет простоял в руинах. Но своды не рухнули его и молитва под ними всегда звучала и жители по ночам слышали пение ангелов.

В 1904 году по предложению архиепископа Волынского и Житомирского Антония было обращение в святейший Синод с просьбой разрешить всероссийский сбор средств для восстановления древней святыни. Синод разрешил. Вся Россия собирала деньги, и было получено 105 тыс. золотых и 10 тыс. пожаловал сам имп. Николай II на покупку церковной утвари и паникадила. Все было заказано в мастерских Санкт-Петербурга. Семья поддержала его и царица с дочерьми тоже участвовали в этом событии, приготовили подарки.  В Новгородской губ. нашли древнейший храм Спас на Нередице, в котором с разрешения Синода были приобретены иконы 16 века и по образцу этого храма были написаны фрески в Овручской церкви. Лучшие специалисты России работали по восстановлению и всем миром сделали это.

Сегодня 17 сентября, именно в этот день в 1911 году освящали храм Св. Василия в г. Овруче и сам царь Николай приехал на освящение его. Император огромного государства пожаловал в маленький полесский город. Почему? Ответ может быть один: он понимал ценность этой православной святыни и сам, будучи истинным христианином, горячо желал ее восстановления. А кто такой христианин? Это человек, который ценит христианские идеалы: вера в Бога, доброта, целомудрие, ценность семьи, служение отечеству, мужеству жертвенности. К сожалению, эти вечные ценности под предлогом свободы слова попирают и нам пытаются предложить другие: легкую наживу, грубость, оттолкни слабого.

А тогда в 1911 году, город знал о приезде царя еще с Пасхи и готовился к этому: ремонтировались дороги, мосты, дома. Все чистилось и убиралось. От Коростыня до Овруча 36 приходов встречали царя. Это были лучшие люди Волыни. Несли подарки: яблоки, груши, мед, грибы, хлеб, а дети рисунки, вышивки и царь их принимал с благодарностью. Люди постелили рушники, вышитые на дорогу, но царь не встал на них. А на площади его ожидали 2 тыс. детей (празднично одетые школьники), горожане, гости, военные. Сколько теплых слов благодарности услышали все. Пришли депутации от жителей разных приходов и царь поговорил с людьми. В церкви начался молебен, но тут полил дождь и никто из людей стоящих на улице не ушел с праздника.

Во время Советской власти мы мало знали о жизни царя и его семьи. Много было неправды, клеветы в его адрес. В последнее время стали доступны архивные материалы, связанные с царской семьей. Стало много известно о том, как предали его люди, которым он доверял и о страшной расправе над семьей. Он не бежал за границу и прошел со своими родными до конца весь тернистый путь, который уготовили ему враги России.

2013 год – особый год 400-летия дома Романовых и мы благодарны царской семье за тот вклад, который они сделали на восстановление нашей святыни  и сохранение христианских ценностей. Как в свое время всем миром люди спасли наш храм, так и сейчас, объединившись, надо стоять на защите наших подлинных христианских ценностей.

Единением мы спасемся и сохраним свои святыни.

Пока мы будем беречь свои традиции и помнить о своих корнях, мы – народ, а если забудем, мы – толпа.

 
 
v_inicnativi