АНО СЕМЬЯ РОССИИ
К 110-летию со дня рождения Св.Цесаревича Алексея Николаевича…

Автор: Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), Санкт-Петербург

Клирик Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, настоятель храма св. Апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря)

Родился 8 августа 1958 г. на Северном Кавказе в крестьянской семье (день ангела - 23 января/5 февраля - преп.Геннадий Костромской). До 10 лет семья жила в селе Ипатово Ставропольского края. Среднюю школу закончил в г.Пятигорске в 1975 г. Учился в Московском институте культуры на отделении режиссуры, но был исключен за религиозные убеждения. В 1983 г. окончил филологический факультет Кубанского государственного университета (г.Екатиронодар) и позже (1992-1996 гг.) аспирантуру Института русской литература (Пушкинский Дом) РАН в С.-Петербурге (группа Ф.М.Достоевского). В 1983-1985 гг. работал учителем в школе в г.Екатеринодаре (Краснодар), в 1986 г. экскурсоводом в горах Карачаево-Черкесии (Теберда, Домбай). С 1987 г. являлся научным сотрудником Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в С.-Петербурге. При музее в течение нескольких лет (1988-1995) регулярно проводил православные собрания, пользовавшиеся большой популярностью у молодой православной интеллигенции Петербурга. В выставочном зале музея организовал первые в городе выставки православной тематики: первая выставка современных православных икон, выставка пасхальных яиц, выставки православных художников и фотографов. Был одним из инициаторов и активным участником возвращения собора Владимирской Божией Матери (1989). 18 октября 1992 г. митрополитом Иоанном (Снычевым) был рукоположен во диакона, а 22 ноября 1992 г. во священника с назначением в храм свв. Апп. Петра и Павла с.Сомино Бокситогорского района Санкт-Петербургской епархии. На дальнем приходе построил храм во имя св.Иоанна Кронштадтского в селе Подборовье (освящен в 1997 г.) и храм во имя иконы Божией Матери «Невской Скоропослушницы» в с.Заборье (освящен в 2006 г.), посвященный подвигу Дороги Жизни в годы блокады. Восстановил из руин каменный храм Тихвинской Божией Матери в селе Поток. В 1999 г. назначен также настоятелем храма св. Ап. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в Санкт-Петербурге. В настоящее время окормляет в общей сложности семь храмов. В 2004 гг. заочно закончил Московскую Духовную семинарию.

Духовник Сестричества памяти игумении Таисии на Леушинском подворье. Основатель и директор Мемориального музея-квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте (открыт в 1999 г.), а также Музея игумении Таииси при Леушинском подворье. Инициатор проведения Леушинских стояний на берегу Рыбинского водохранилища в с.Мяксе, с. Брейтово и г.Весьегонске (начиная с 1999 г.). Основатель, организатор и ведущий ежегодных «Рождественских Таисиинских вечеров» в Большом Драматическом театре Санкт-Петербурга (совместно с народным артистом России Кириллом Лавровым). Главный редактор православного издательства «Леушинское подворье», автор многих научных статей по творчеству Ф.М.Достоевского, наследию св. Иоанна Кронштадтского, игумении Таисии Леушинской, а также книг и статей по церковной истории и о современных подвижниках. Особой темой исследований являются исторические описания чудотворных икон Божией Матери (написано около 20 книг).

Пишет художественные рассказы и стихи (некоторые из них положены на музыку).

Редактор православной газеты «Леушино». Ведущий программы «Пастырский час» в прямом эфире на «Православном радио Санкт-Петербурга». Инициатор духовных акций-поездок в поддержку Беслана (2004 г.) и Косово (2008 г.), Цхинвали (2009 г.). Награжден орденом святого благоверного князя Александра Невского 2 степени (2007 г.), медалью св. Иоанна Кронштадтского (2008 г.). Лауреат премии Клуба Православных журналистов «За работы по св. Иоанну Кронштадтскому» (2008). Лауреат Всероссийской историко-литературной премии святого князя Александра Невского (Союз писателей России) за создание Мемориального музея-квартиры святого праведного. Иоанна Кронштадтского (2009).

К 110-летию со дня рождения Св.Цесаревича Алексея Николаевича …

30 июля (12 августа) 2014 г. исполнилось 110 лет со дня рождения цесаревича Алексея, последнего Наследника Российского Престола.  Для нашей страны история Царской семьи – тема безмерно высокая и светлая, и в то же время глубоко мучительная и скорбная. Как известно, Алексей Николаевич умер вовсе не от мучившей его болезни, а погиб от рук людей, бывших его верноподданными.

Святой Цесаревич Алексей неотделим от России. Не случайно Марина Цветаева в своём провидческом стихотворении, написанном за год до гибели Царской Семьи, символично рифмует имя Цесаревича Алексия с Россией:

image001За Отрока – за Голубя – за Сына,

За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!

Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты

Голубь углицкий – Димитрий.

Ласковая ты, Россия, матерь!

Ах, ужели у тебя не хватит

На него – любовной благодати?

Грех отцовский не карай на сыне.

Сохрани, крестьянская Россия,

Царскосельского ягненка – Алексия!

Мученическая кончина отрока цесаревича Алексея в ХХ веке напомнила о первомученике Земли Российской, также отроке – святом Иоанне, который пролил кровь за Христа в Х веке в Киеве вместе со своим отцом Феодором Варягом. Мы можем говорить об особом лике святости в нашей земле – «святом отрочестве». Вспоминаются праведные отроки Артемий Веркольский и Иаков Боровичский, святой царевич Димитрий Углический. Не случайно художник Михаил Нестеров, в центре знаменитого соборного портрета России «Душа народа» изобразил светловолосого отрока. Мальчик на картине идет впереди иконы Спаса, и по замыслу художника, олицетворяет народную душу. Полотно, написанное в 1915-16 гг., неожиданно воплотилось в жизнь в образе отрока цесаревича Алексея Николаевича. Все, кто знал Наследника, отмечали благородство его характера, доброту и отзывчивость. «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, – говорил один из его учителей, – душа его – самая благодатная почва для всех добрых семян». «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, – говорил сам цесаревич. – Я хочу, чтобы все были счастливы».

Своё стремление помогать нуждающимся цесаревич не раз подтверждал делом. Однажды, когда Царский поезд возвращался из Ливадии, к Императору подошел один из железнодорожных служащих. У него была большая семья, и жалованья не хватало, чтобы прокормить ее. Внимательно выслушав чиновника, Государь ласково произнес: «С этого дня Вы будете получать от Меня еще тридцать рублей в месяц». Стоявший рядом с отцом Цесаревич, тогда еще совсем малыш, внимательно слушал разговор чиновника с Императором, а затем положил ручку на рукав железнодорожника и произнес: «А от меня будете получать сорок».

Цесаревич был вымоленным ребенком. Он родился в 1904 году после десяти лет ожидания. К тому времени государыня уже родила четырёх дочерей, но государь и народ желали наследника. И он появился благодаря не только земным, но и небесным молитвам преподобного Серафима Саровского.

За год до рождения цесаревича Николай II с супругой Александрой Фёдоровной приняли участие в торжествах по поводу прославления святого. Решающей в этом вопросе была воля Государя, ряд архиереев противились канонизации простого саровского иеромонаха. Царь Николай II прозорливо почувствовал святость преподобного и отдал Священному Синоду письменное распоряжение: «Немедленно прославить!» В июле 1903 года Государь на своих плечах нёс гроб с честными останками новопрославленного святого. Можно не сомневаться, что у мощей преподобного царская чета молилась о самом сокровенном – о даровании наследника. И через год он появился на свет.

image002_copyРождения Алексея Николаевича стало одной из самых больших радостей Царской семьи и всей России. Анна Танеева так описывала это событие: «Следующим летом родился Наследник. Государыня потом мне рассказывала, что из всех ее детей это были самые легкие роды. Императрица едва успела подняться из маленького кабинета по витой лестнице к себе в спальню, как родился Наследник. Сколько было радости, несмотря на всю тяжесть войны, кажется, не было того, чего Государь не сделал бы в память этого дорогого дня».

Государь дал своему сыну имя в честь святителя Алексея Московского. Также это была дань памяти предку – второму царю Дома Романовых Алексею Михайловичу тишайшему. Удивительно, что на закате дома Романовых в точности повторились имена первых царей династии – Михаила и Алексея. Именно брату Михаилу Государь Николай II передал право престолонаследия, которое тот не смог воспринять.

Покровитель цесаревича – святой митрополит Алексей Московский был воспитателем Дмитрия Донского, благословлял его на Куликовскую битву.

По слову Анны Танеевой, «жизнь Алексея Николаевича была одна из самых трагичных в истории царских детей... Вся жизнь маленького Наследника, красивого, ласкового ребенка, была одним сплошным страданием», но эти тяжкие приступы боли, которые сопровождали жизнь Цесаревича, необычайно обострили в нем чувство сострадания. Для будущего государя это – одна из главных черт, которая приносит его поданным мир и добро.

Анна Танеева приводит случаи глубокой сострадательности царственного отрока. «Наследник принимал горячее участие, если и у прислуги стрясется какое горе. ...Алексей Николаевич не успокаивался, пока сразу не поможет. Помню случай с поваренком, которому почему-то, отказали от должности. Алексей Николаевич как-то узнал об этом и приставал весь день к родителям, пока они не приказали поваренка снова взять обратно».

Важно, что физическая боль никак не коснулась его души и духовно он был совершенно здоровым ребенком. Он обладал ясным умом, твёрдой волей и собранностью. По воспоминаниям близко знавших Наследника людей, он не кичился своим положением, но в то же время прекрасно с детских лет сознавал уготованную ему миссию.

И у него для этого были все необходимые качества. Он владел превосходными знаниями по России и свободно говорил на нескольких языках.

Он обладал сильной волей, которая была не просто наследным качеством, но развилась и окрепла из-за частых физических страданий. Он привык быть дисциплинированным, не любил придворного этикета. Он не переносил лжи и не потерпел бы ее около себя, если бы ему пришлось быть Русским Царем. В нем гармонично были совмещены черты его августейших отца и матери. От отца он унаследовал его простоту. От матери твердость.

В свои неполные 14 лет он многое понимал в жизни и многое понимал в людях. Он был необычайно терпелив, очень аккуратен, дисциплинирован и требователен к себе и другим.

Цесаревич был светлый воин Святой Руси. По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта, организовал отряд из сыновей нижних чинов под руководством «дядьки» Цесаревича Деревенько и сумел привить наследнику любовь к военному делу. Алексей часто присутствовал при приеме депутаций и на смотрах войск, а в годы Первой мировой войны с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов, сам был награжден серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.

Почти весь 1916 г. Цесаревич провел с отцом в ставке верховного главнокомандующего в Могилеве. Царевич любил носил защитную военную форму, высокие русские сапоги, гордился тем, что похож на настоящего солдата. После посещений Ставки любимой пищей Цесаревича стали «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Улыбка, взгляд, походка юного наследника, его привычка помахивать левой рукой – все это напоминало манеры Государя.

 Детское страдание родило в нем глубокую веру и упование на Бога. Все близкие отмечали его религиозность. Сохранились письма цесаревича, в которых он поздравляет родных с праздниками, его стихотворение «Христос Воскрес!», посланное им бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Я глубоко верю, что Промыслом Божиим Алексею Николаевичу было уготовано особое светлое царствование, великий подвиг и служение России. Это могла быть одна из самых светлых эпох в истории России. Пусть нас не смущают недоброжелатели его болезнью – что, мол, он всё равно не смог бы долго править страной. Не гемофилия, от которой страдал Алексей Николаевич, стала причиной его смерти. Известно, что с этим диагнозом можно прожить достаточно долго.

Алексей Николаевич воплощает как раз ту будущую Россию, которую мы потеряли...

Можно услышать мнение, что случившееся в царской семье было волей Божией и все это было предначертано свыше. Не будем путать Божие произволение с попущением. Промысел Господа об Адаме и Еве состоял в том, чтобы они были вечными и жили в Царстие Небесном. Но прародители не воспользовались этой возможностью. Это как витязь на распутье: Господь наделил человека возможностью выбирать. Мы не можем сказать, что была воля Божия на разрушение церквей, убийство священнослужителей, уничтожение нашего народа во время и после революции. Безусловно, Его произволение состояло в том, чтобы Россия достигла величайшей славы в царствование Алексея Николаевича. У народа был выбор – прислушаться к воле Божией, или нет. К великому сожалению, наши предки избрали худший сценарий. Они решили строить светлое будущее без Бога и без царя.

Много спекуляций связано с именем Григория Распутина. Однако старец никому из царской семьи не сделал ничего плохого. Есть одна удивительная закономерность: чем ближе знали его люди, тем больше его любили. Здесь нужно сказать, что Алексей Николаевич искренне любил Григория Ефимовича. Его убийство стало для него большим горем. Когда Алексей Николаевич узнал об злодейском убийстве он расплакался, уткнув голову в руки. Затем, повернувшись к отцу, он воскликнул гневно: «Неужели, папа, ты их хорошенько не накажешь?»

image003_copyВ то же время самые злостные хулители старца на поверку даже не были с ним знакомы. Фигуру Распутина умело использовали недруги монархии, чтобы очернить царскую фамилию. В то время невозможно было написать о государе без цензуры. Нельзя было безнаказанно распространять о Самодержце клевету, а о Распутине можно было сочинять что угодно, ведь он был выходцем из крестьян. Сработал эффект «тень на плетень» – очернив Распутина, тем самым дискредитировали государя. И чем более гнусно это делали, тем больше грязи в общественном сознании приставало к образу царя и царицы. И в результате в 1917 году общество оказалось отчужденным от царя, не выразило ему ни поддержки, ни понимания, и легко отвернулось от монархии.

Отречение Государя стало одним из самых драматичных моментов жизни Цесаревича. Эту весть Алексею Николаевичу по воле Императрицы сообщил его наставник Жильяр, который в дальнейшем последует за Семьей в Тобольск и Екатеринбург. В своих воспоминаниях Жильяр описал разговор с цесаревичем: «Я объяснил ему тогда, что Государь отрекся от престола в пользу Великого Князя Михаила Александровича, который в свою очередь уклонился. – Но тогда кто же будет Императором? – Я не знаю, пока никто!..

Ни слова о себе, ни намека на свои права наследника. Он сильно покраснел и был взволнован. После нескольких минут молчания он сказал: «Если нет больше Царя, кто же будет править Россией?»

Вопрос цесаревича «кто же будет управлять Россией?» звучит в наших сердцах. Убийство царя и его семьи – это преступление против всей России, не имеющее срока давности. Даже во время Французской революции детей не трогали. Великая династия Рюриковичей завершилась мученичеством цесаревича Димитрия Углического. Великая династия Романовых – мученичеством последнего Наследника цесаревича.

...Государь, государыня, наследник и четверо великих княжон ушли вместе, вспорхнули как птицы на Небо. Никто из них друг друга на земле не оплакивал. Господь это оставил нам. Царская семья вместе предстала перед престолом Божиим, став образом нашей

большой народной семьи. Если мы объединимся вокруг этих великих мучеников, то тоже станем ее частью. Поэт Сергей Бехтеев писал об этом возможном будущем:

И долго будем мы томиться

Под нам ниспосланным Крестом,

Пока в душе не совершится

У нас великий перелом,

Пока от зол мы не очнемся,

И, приведя наш бунт к концу,

К Царю мы, каясь, не вернемся,

Как дети блудные к Отцу.

За два месяца до отречения Государя Императрица Александра Фёдоровна побывала у старицы Марии Михайловны в Десятинном монастыре в Великом Новгороде. Блаженной, которую называют последней старицей Царской России, тогда было 107 лет. Это было в 1916 году, одиннадцатого декабря. Императрица посетила подвижницу с дочерьми Ольгою, Татьяною, Мариею и Анастасиею.

Об этом посещении старица предупреждала еще за два года до того, но тогда никто не поверил в это и не придали значения ее словам. Старице Мария Михайловна в это время болела и лежала в кровати, но при входе Государыни с великими княжнами старицу посадили в кровати. Государыня подошла к кровати и поцеловала старицу. Та спросила Государыню: «Ты ли матушка-царица?» Государыня ответила: «Я – царица». Старица подала ей красное яблоко со словами: «Люби батюшку-царя, не обижай его; ему очень трудно; да вот свези ему от меня яблоко». А о Цесаревиче Наследнике сказала: «Не бойся, Лешеньку не убьют, цел будет, никто его не тронет», – и подала Государыне просфору для передаче Лешеньке. «Это от меня, он хороший», – сказала старица. Затем блаженная взяла Императрицу за руку и на ухо предупредила ее, чтобы береглась 1-го марта. Императрица спросила: «Что же? Чернь будет бунтовать?» Старица ответила: «Будет большая каша». Про эту «кашу» старица и раньше много предсказывала. Императрица на прощание поцеловала старицу и очень плакала. Блаженная всех благословила иконами.

Теперь нам вполне понятен духовный смысл её предсказания: Царевича не смогли убить безбожники, он пребывает цел в Царстве Небесном и навсегда остался Небесным Наследником Святой Руси, ведь он в лике святого находится у престола Божия, где уже никто не в силах лишить его вечного Царства Божия.

 

К 110-летию со дня рождения Св.Цесаревича Алексея Николаевича … 

 

30 июля (12 августа) 2014 г. исполнилось 110 лет со дня рождения цесаревича Алексея, последнего Наследника Российского Престола.  Для нашей страны история Царской семьи – тема безмерно высокая и светлая, и в то же время глубоко мучительная и скорбная. Как известно, Алексей Николаевич умер вовсе не от мучившей его болезни, а погиб от рук людей, бывших его верноподданными.

Святой Цесаревич Алексей неотделим от России. Не случайно Марина Цветаева в своём провидческом стихотворении, написанном за год до гибели Царской Семьи, символично рифмует имя Цесаревича Алексия с Россией:

За Отрока – за Голубя – за Сына,

За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!

Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты

Голубь углицкий – Димитрий.

Ласковая ты, Россия, матерь!

Ах, ужели у тебя не хватит

На него – любовной благодати?

Грех отцовский не карай на сыне.

Сохрани, крестьянская Россия,

Царскосельского ягненка – Алексия!

Мученическая кончина отрока цесаревича Алексея в ХХ веке напомнила о первомученике Земли Российской, также отроке – святом Иоанне, который пролил кровь за Христа в Х веке в Киеве вместе со своим отцом Феодором Варягом. Мы можем говорить об особом лике святости в нашей земле – «святом отрочестве». Вспоминаются праведные отроки Артемий Веркольский и Иаков Боровичский, святой царевич Димитрий Углический. Не случайно художник Михаил Нестеров, в центре знаменитого соборного портрета России «Душа народа» изобразил светловолосого отрока. Мальчик на картине идет впереди иконы Спаса, и по замыслу художника, олицетворяет народную душу. Полотно, написанное в 1915-16 гг., неожиданно воплотилось в жизнь в образе отрока цесаревича Алексея Николаевича. Все, кто знал Наследника, отмечали благородство его характера, доброту и отзывчивость. «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, – говорил один из его учителей, – душа его – самая благодатная почва для всех добрых семян». «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, – говорил сам цесаревич. – Я хочу, чтобы все были счастливы».

Своё стремление помогать нуждающимся цесаревич не раз подтверждал делом. Однажды, когда Царский поезд возвращался из Ливадии, к Императору подошел один из железнодорожных служащих. У него была большая семья, и жалованья не хватало, чтобы прокормить ее. Внимательно выслушав чиновника, Государь ласково произнес: «С этого дня Вы будете получать от Меня еще тридцать рублей в месяц». Стоявший рядом с отцом Цесаревич, тогда еще совсем малыш, внимательно слушал разговор чиновника с Императором, а затем положил ручку на рукав железнодорожника и произнес: «А от меня будете получать сорок».

Цесаревич был вымоленным ребенком. Он родился в 1904 году после десяти лет ожидания. К тому времени государыня уже родила четырёх дочерей, но государь и народ желали наследника. И он появился благодаря не только земным, но и небесным молитвам преподобного Серафима Саровского.

За год до рождения цесаревича Николай II с супругой Александрой Фёдоровной приняли участие в торжествах по поводу прославления святого. Решающей в этом вопросе была воля Государя, ряд архиереев противились канонизации простого саровского иеромонаха. Царь Николай II прозорливо почувствовал святость преподобного и отдал Священному Синоду письменное распоряжение: «Немедленно прославить!» В июле 1903 года Государь на своих плечах нёс гроб с честными останками новопрославленного святого. Можно не сомневаться, что у мощей преподобного царская чета молилась о самом сокровенном – о даровании наследника. И через год он появился на свет.

Рождения Алексея Николаевича стало одной из самых больших радостей Царской семьи и всей России. Анна Танеева так описывала это событие: «Следующим летом родился Наследник. Государыня потом мне рассказывала, что из всех ее детей это были самые легкие роды. Императрица едва успела подняться из маленького кабинета по витой лестнице к себе в спальню, как родился Наследник. Сколько было радости, несмотря на всю тяжесть войны, кажется, не было того, чего Государь не сделал бы в память этого дорогого дня».

Государь дал своему сыну имя в честь святителя Алексея Московского. Также это была дань памяти предку – второму царю Дома Романовых Алексею Михайловичу тишайшему. Удивительно, что на закате дома Романовых в точности повторились имена первых царей династии – Михаила и Алексея. Именно брату Михаилу Государь Николай II передал право престолонаследия, которое тот не смог воспринять.

Покровитель цесаревича – святой митрополит Алексей Московский был воспитателем Дмитрия Донского, благословлял его на Куликовскую битву.

По слову Анны Танеевой, «жизнь Алексея Николаевича была одна из самых трагичных в истории царских детей... Вся жизнь маленького Наследника, красивого, ласкового ребенка, была одним сплошным страданием», но эти тяжкие приступы боли, которые сопровождали жизнь Цесаревича, необычайно обострили в нем чувство сострадания. Для будущего государя это – одна из главных черт, которая приносит его поданным мир и добро.

Анна Танеева приводит случаи глубокой сострадательности царственного отрока. «Наследник принимал горячее участие, если и у прислуги стрясется какое горе. ...Алексей Николаевич не успокаивался, пока сразу не поможет. Помню случай с поваренком, которому почему-то, отказали от должности. Алексей Николаевич как-то узнал об этом и приставал весь день к родителям, пока они не приказали поваренка снова взять обратно».

Важно, что физическая боль никак не коснулась его души и духовно он был совершенно здоровым ребенком. Он обладал ясным умом, твёрдой волей и собранностью. По воспоминаниям близко знавших Наследника людей, он не кичился своим положением, но в то же время прекрасно с детских лет сознавал уготованную ему миссию.

И у него для этого были все необходимые качества. Он владел превосходными знаниями по России и свободно говорил на нескольких языках.

Он обладал сильной волей, которая была не просто наследным качеством, но развилась и окрепла из-за частых физических страданий. Он привык быть дисциплинированным, не любил придворного этикета. Он не переносил лжи и не потерпел бы ее около себя, если бы ему пришлось быть Русским Царем. В нем гармонично были совмещены черты его августейших отца и матери. От отца он унаследовал его простоту. От матери твердость.

В свои неполные 14 лет он многое понимал в жизни и многое понимал в людях. Он был необычайно терпелив, очень аккуратен, дисциплинирован и требователен к себе и другим.

Цесаревич был светлый воин Святой Руси. По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта, организовал отряд из сыновей нижних чинов под руководством «дядьки» Цесаревича Деревенько и сумел привить наследнику любовь к военному делу. Алексей часто присутствовал при приеме депутаций и на смотрах войск, а в годы Первой мировой войны с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов, сам был награжден серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.

Почти весь 1916 г. Цесаревич провел с отцом в ставке верховного главнокомандующего в Могилеве. Царевич любил носил защитную военную форму, высокие русские сапоги, гордился тем, что похож на настоящего солдата. После посещений Ставки любимой пищей Цесаревича стали «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Улыбка, взгляд, походка юного наследника, его привычка помахивать левой рукой – все это напоминало манеры Государя.

 Детское страдание родило в нем глубокую веру и упование на Бога. Все близкие отмечали его религиозность. Сохранились письма цесаревича, в которых он поздравляет родных с праздниками, его стихотворение «Христос Воскрес!», посланное им бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Я глубоко верю, что Промыслом Божиим Алексею Николаевичу было уготовано особое светлое царствование, великий подвиг и служение России. Это могла быть одна из самых светлых эпох в истории России. Пусть нас не смущают недоброжелатели его болезнью – что, мол, он всё равно не смог бы долго править страной. Не гемофилия, от которой страдал Алексей Николаевич, стала причиной его смерти. Известно, что с этим диагнозом можно прожить достаточно долго.

Алексей Николаевич воплощает как раз ту будущую Россию, которую мы потеряли...

Можно услышать мнение, что случившееся в царской семье было волей Божией и все это было предначертано свыше. Не будем путать Божие произволение с попущением. Промысел Господа об Адаме и Еве состоял в том, чтобы они были вечными и жили в Царстие Небесном. Но прародители не воспользовались этой возможностью. Это как витязь на распутье: Господь наделил человека возможностью выбирать. Мы не можем сказать, что была воля Божия на разрушение церквей, убийство священнослужителей, уничтожение нашего народа во время и после революции. Безусловно, Его произволение состояло в том, чтобы Россия достигла величайшей славы в царствование Алексея Николаевича. У народа был выбор – прислушаться к воле Божией, или нет. К великому сожалению, наши предки избрали худший сценарий. Они решили строить светлое будущее без Бога и без царя.

Много спекуляций связано с именем Григория Распутина. Однако старец никому из царской семьи не сделал ничего плохого. Есть одна удивительная закономерность: чем ближе знали его люди, тем больше его любили. Здесь нужно сказать, что Алексей Николаевич искренне любил Григория Ефимовича. Его убийство стало для него большим горем. Когда Алексей Николаевич узнал об злодейском убийстве он расплакался, уткнув голову в руки. Затем, повернувшись к отцу, он воскликнул гневно: «Неужели, папа, ты их хорошенько не накажешь?»

В то же время самые злостные хулители старца на поверку даже не были с ним знакомы. Фигуру Распутина умело использовали недруги монархии, чтобы очернить царскую фамилию. В то время невозможно было написать о государе без цензуры. Нельзя было безнаказанно распространять о Самодержце клевету, а о Распутине можно было сочинять что угодно, ведь он был выходцем из крестьян. Сработал эффект «тень на плетень» – очернив Распутина, тем самым дискредитировали государя. И чем более гнусно это делали, тем больше грязи в общественном сознании приставало к образу царя и царицы. И в результате в 1917 году общество оказалось отчужденным от царя, не выразило ему ни поддержки, ни понимания, и легко отвернулось от монархии.

Отречение Государя стало одним из самых драматичных моментов жизни Цесаревича. Эту весть Алексею Николаевичу по воле Императрицы сообщил его наставник Жильяр, который в дальнейшем последует за Семьей в Тобольск и Екатеринбург. В своих воспоминаниях Жильяр описал разговор с цесаревичем: «Я объяснил ему тогда, что Государь отрекся от престола в пользу Великого Князя Михаила Александровича, который в свою очередь уклонился. – Но тогда кто же будет Императором? – Я не знаю, пока никто!..

Ни слова о себе, ни намека на свои права наследника. Он сильно покраснел и был взволнован. После нескольких минут молчания он сказал: «Если нет больше Царя, кто же будет править Россией?»

Вопрос цесаревича «кто же будет управлять Россией?» звучит в наших сердцах. Убийство царя и его семьи – это преступление против всей России, не имеющее срока давности. Даже во время Французской революции детей не трогали. Великая династия Рюриковичей завершилась мученичеством цесаревича Димитрия Углического. Великая династия Романовых – мученичеством последнего Наследника цесаревича.

...Государь, государыня, наследник и четверо великих княжон ушли вместе, вспорхнули как птицы на Небо. Никто из них друг друга на земле не оплакивал. Господь это оставил нам. Царская семья вместе предстала перед престолом Божиим, став образом нашей

большой народной семьи. Если мы объединимся вокруг этих великих мучеников, то тоже станем ее частью. Поэт Сергей Бехтеев писал об этом возможном будущем:

И долго будем мы томиться

Под нам ниспосланным Крестом,

Пока в душе не совершится

У нас великий перелом,

Пока от зол мы не очнемся,

И, приведя наш бунт к концу,

К Царю мы, каясь, не вернемся,

Как дети блудные к Отцу.

За два месяца до отречения Государя Императрица Александра Фёдоровна побывала у старицы Марии Михайловны в Десятинном монастыре в Великом Новгороде. Блаженной, которую называют последней старицей Царской России, тогда было 107 лет. Это было в 1916 году, одиннадцатого декабря. Императрица посетила подвижницу с дочерьми Ольгою, Татьяною, Мариею и Анастасиею.

Об этом посещении старица предупреждала еще за два года до того, но тогда никто не поверил в это и не придали значения ее словам. Старице Мария Михайловна в это время болела и лежала в кровати, но при входе Государыни с великими княжнами старицу посадили в кровати. Государыня подошла к кровати и поцеловала старицу. Та спросила Государыню: «Ты ли матушка-царица?» Государыня ответила: «Я – царица». Старица подала ей красное яблоко со словами: «Люби батюшку-царя, не обижай его; ему очень трудно; да вот свези ему от меня яблоко». А о Цесаревиче Наследнике сказала: «Не бойся, Лешеньку не убьют, цел будет, никто его не тронет», – и подала Государыне просфору для передаче Лешеньке. «Это от меня, он хороший», – сказала старица. Затем блаженная взяла Императрицу за руку и на ухо предупредила ее, чтобы береглась 1-го марта. Императрица спросила: «Что же? Чернь будет бунтовать?» Старица ответила: «Будет большая каша». Про эту «кашу» старица и раньше много предсказывала. Императрица на прощание поцеловала старицу и очень плакала. Блаженная всех благословила иконами.

Теперь нам вполне понятен духовный смысл её предсказания: Царевича не смогли убить безбожники, он пребывает цел в Царстве Небесном и навсегда остался Небесным Наследником Святой Руси, ведь он в лике святого находится у престола Божия, где уже никто не в силах лишить его вечного Царства Божия.
 
 
v_inicnativi