АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Игрушка и анти-игрушка в духовно-нравственном развитии современного ребенка

Автор: АБРАМЕНКОВА Вера Васильевна – ведущий научный сотрудник Российской Академии Образования, профессор МГППУ, зав. лабораторией социальной психологии детства, доктор психологических наук. Автор свыше 200 публикаций, среди которых статьи, словари и учебники, а также: монография «Сорадование и сострадание в детской картине мира» (М., 1999), пособие для студентов «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» (М.-Воронеж, 2000) и книга для родителей и педагогов «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации» (М., 1999, 2001).

Игрушка и анти-игрушка в духовно-нравственном развитии современного ребенка

Основными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является создание духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Важнейшей составной частью образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Что такое игрушка в жизни ребенка? Игрушка не только сопровождение игры, не только средство общения малыша и взрослого, малыша и сверстников, но и средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – культурное орудие, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры (цивилизации), ее направление и движение: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры, а игры – на принципах СМИ. Свидетельства этому, в частности, – бесконечные игры взрослых на телевидении при отсутствии детского образовательного канала. Игрушка – культурное психологическое средство овладения ребенком собственным поведением. Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью игрушечного деревянного меча – орудия самозащиты. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра от зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или сферу Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение, кукла – образ человека. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для его развития, в том числе духовно-нравственного, оставляя возможность и для самостоятельного творчества.

Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современной ситуации игрушка способна породить чудовищ внутри души маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в ребенке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Ежегодно в России распространяется около 10 тысяч различных игрушек. Среди них есть значительная доля предметов низкого качества, наносящих прямой физический, психологический и духовный вред ребенку. Но исключительно важным  сегодня оказывается духовно-нравственный смысл игрушки для ребенка, то есть, какие ценности она транслирует, способствует ли она формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам. Отсутствие критерия духовно-нравственного развития при ее оценке превращают игрушку в анти-игрушку.

Что опасного может быть в игрушках, с духовно-нравственной точки зрения? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка как бы программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка на поведение ребенка и что за программу она в себе несет. Анти-игрушка это не просто некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или опасная для здоровья. Сегодня очень часто анти-игрушками являются внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия.

Современные игры и игрушки часто ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко всему негативному: к насилию и ненависти, распущенности, стяжательству, готовности подчиниться псевдоавторитетам. Ставшие модными сегодня  игрушечные пауки, змеи, жабы и пр. – искажают представления о красоте, существующей тысячелетиями. Наручники и дубинки, куклы с ярко выраженными половыми признаками, игры типа рулетки, игрушки-трасформеры, превращающиеся из человека в чудище-упыря и обратно; многочисленные монстры и монстрики, пожирающие друг друга; электронные игры типа тамагочи. Психологические и социальные последствия действия этих игрушек на ребенка непредсказуемы. Ведь ребенок идентифицирует себя с игрушкой, не только с ее «повадками», внешностью, но и с ее скрытой сутью, вступая с ней в личностно-смысловые отношения. Недаром эти игрушки вместе с кровавыми масками, гробиками и «прикольными» пластиковыми экскрементами – чудовищные атрибуты так называемого праздника Хеллоуина. Игрушки-демоны, игрушки-монстры, т.е. символические изображения нечистой силы, несущей физическое, душевное, духовное помрачение. В руках ребенка это становится ужасающей, пагубной силой. Демоническая игрушка может оказаться транслятором духовного разрушения: одержания (психических заболеваний), неврозов, склонности к суицидам (самоубийствам) и пр. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда.

Анти-игрушка выступает как специфическое средство массовой информации, пропагандирующее анти-ценности, она представляет опасность для полноценного развития и здоровья детей, ибо может причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Родители приобретают эти игрушки, не подозревая, какой вред они причиняют своим детям. Занимаясь, порой, с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своих традиций и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности, которая столь характерна многим современным взрослым. Кроме того, иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями в семье, еще в младенчестве проектируя линию разлома между отцами и детьми, дедами и внуками в силу различной культурной ориентации. Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества (происходит процесс вестернизации).

Могут ли игрушки провоцировать агрессию, жестокость? Вот реальная история. Восьмимесячного сына мама оставила на полчаса с восьмилетним братом, который играл в электронный брелок – тамагочи. Малыш заплакал, и старший мальчик не услышал писк игрушки и в приступе отчаяния набросился на братика. В результате: тамагошка понарошку «умер», младенец – в больнице с побоями и сотрясением мозга, старший мальчик – с сильнейшим неврозом. Забота о виртуальном «малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути, он манипулировал детским сознанием, превращая ребенка в раба игрушки, отчуждая его от реальной любви в пользу виртуальной. Как ни согласиться с современной пословицей: пришла вирта – отворяй ворота.

Для обеспечения духовно-нравственного развития современного ребенка требуется создание духовно обновляющей и формирующей личность игровой образовательной среды с адекватной иерархией ценностей. Во-первых, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр с игрушками и игрового детского фольклора. Традиционная игра, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку способы решения жизненных проблем в детском сообществе, приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции.   Изготовление игрушек собственными руками при участии взрослых – одно из самых перспективных направлений. Игрушки – изделия художественных промыслов, игрушки, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребенка, формирования его национального достоинства, должны занять свое подобающее место на прилавках магазинов. Во-вторых, необходимы меры по защите психического и духовного здоровья ребенка от растлевающего воздействия игрушек и игр (в том числе и компьютерных), а также игровых сооружений. В-третьих, необходимо объединение усилий специалистов и разработчиков по созданию современных моделей игрушек и игр (в том числе и компьютерных) в соответствии с медицинскими, психолого-педагогическими и духовно-нравственными требованиями.

Настоящая игрушка должна быть проста и выразительна, радовать сердце и глаз чистыми линиями и естественными красками, чтобы вызывать активный творческий процесс у ребенка, а не стремление к манипулированию. Подлинная игрушка должна быть в своем роде художественным произведением, она по сути – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы играть во взрослых, поэтому духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

 
 
v_inicnativi