АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Малышкина страничка
Влияние зрительных образов на маленького зрителя

1.jpgЗатрагивая эту тему, стоит заглянуть в прошлое - далекое и недалекое.

Кукольный театр, спектакли-сказки, утренники, кино, «ёлки» - все это выросло из народных обрядов и праздников, для которых всегда уделялось определенное время года или день, а по месту - своя или соседняя деревня. Сегодня зачастую значимые события происходят хаотично как в пространстве, так и во времени. Их устроители порой не внемлют никаким канонам, и не ограничивают себя в изобразительных средствах. Все это в точности относится и к такому популярному виду искусства, как мультипликация.

В давние времена первое, что окружало человека, были куклы из дерева и соломы, игрушки из глины, вышивка на полотенцах и подушках, изразцы и лубки, с познавательными сюжетами. А так же Мяу! Гав-Гав! Му-му! Хрю-хрю! и т.п. Этот микрокосмос даровался каждому ребенку и оберегался взрослыми по неписанному закону из поколения в поколение.

Русский писатель Виктор Астафьев, вспоминая свое детство, как-то говорил, что в праздники, когда селянам приходилось забивать к столу мелкую скотину, то их - ребятню, отпускали погулять, побегать. И им, мальчишкам, было странно, что долго не звали, не искали. А когда, намаявшись за день, они возвращались домой, то к столу уже все было готово. Вот так взрослые берегли еще шаткие детские души от преждевременного знакомства с жестокими сторонами нашего мира.

Существуют разные взгляды на воспитание детей. Коснусь лишь той точки зрения, что детей оберегать от негативной стороны жизни не стоит, не обязательно. Мол, пусть ребенок растет, как растет. И чем раньше он лицом к лицу увидит жизнь со всех сторон, тем для него полезней, тем скорее закалится его душа для трудностей, подстерегающих его в будущем.

Сегодня роль сказочников и носителей детского фольклора от калик перехожих и гусляров в значительной степени невольно перешла к кинематографистам. Их-то роль особенно велика еще и потому, что сказочника или няню сейчас заменяет телевизор или видеопродукция.

Я сам имею непосредственное отношение к созданию мультфильмов и выскажу по этому поводу несколько слов. Так сложилось, что цветные движущиеся картинки на экране вызывают магическую притягательность у детей, впрочем, у взрослых тоже.

В начале своего пути анимация рождалась на сказочных сюжетах. Но за последние годы развилась тенденция на экран переносить не только сказки, но и истории для взрослых. Умножилась палитра не только характеров, но и визуальных образов самих персонажей.

К примеру, кто-нибудь из создателей или заказчиков может сказать, что Зайчик, Волк - приевшиеся, затертые герои. И тогда, чтобы удивить зрителя, в ход пойдет фантазия сценаристов и режиссеров. Хорошо и прекрасно, если появляются Чебурашка или Винни-Пух. Но, к сожалению, на экранах мы видим множество агрессивных героев, затягивающих в свой мир, к тому же имеющих по воле авторов диспропорциональные лица и фигуры. И если таковой фильм являет собой верх технического совершенства, да еще сопровождается ярким музыкальным рядом (не секрет, что музыка - один из основных героев фильма), то оторваться от экрана трудно. И еще трудней потом различать, что такое - хорошо, что такое - плохо.

Дети - «маленькие обезьянки», они склонны к копированию поведения, к мимико- и звукоподражанию, к бесконечному повторению ключевых фраз, девизов, интонаций полюбившихся героев. И уж конечно, трагедия - если линия поведения отрицательного, но выразительно рычащего экранного человека или животного, переносится в обыденной жизни юным зрителем на себя.

У ребенка по природе начисто отсутствует такое качество, как художественный или музыкальный вкус. Всё, увиденное на экране, им воспринимается на веру. Раз показывают - значит надо смотреть и непременно до конца.

Памятуя об этом, ответственность перед кинематографистами, в том числе и аниматорами, работающими для детей, уже состоит в том, чтобы не только развлечь, но и воспитать. На этой известной формуле можно было бы и остановиться. Но хочется дополнить - не только развлечь, но (в отсутствии внешней цензуры, а по сути - благотворных ориентиров) суметь избежать даже тени того, что могло бы посягнуть на душу маленького зрителя.

 

Глухарь

 

Когда утром на болоте

Поднимается заря,

То в глазах печаль найдете

У меня, у Глухаря.

Я хожу, машу крылами,

Иль с надеждою стою,

И зову, зову часами

Копалушечку свою.

 

Припев:

Где ж ты душечка,

Копалушечка?

Выйди, сердце мне не рви.

Я хожу в тоске.

Жизнь на волоске -

Умираю от любви!

 

Для тебя я сто сережек

На березке отыщу.

А тропу у твоих ножек

Я брусничкой умащу.

Где ж ты, где ж ты, друг мой милый!?

Вот уж высохла роса.

Прилетай, тебя рябиной

Угощу, моя краса.

 

Припев:

 

Грянет выстрел - смолкнет песня,

За тебя подставлю грудь.

Только было б лучше вместе

Улететь куда-нибудь.

Где ни лисы, где ни волки

Не сумеют нас поймать.

И в глухой, глухой сторонке,

Будем жить да поживать.

 

Припев:

 

Листочек

 

Я серебряный листок,

Облетел с осины.

Удержаться я не смог -

Дунул ветер сильный.

Мы сидели высоко,

Задевали тучки.

Ах, как ветру нас легко

Разбросать по штучке.

Появился я весной

Из набухшей почки.

Как прекрасен дом лесной.

Веточки, сучочки.

Мы, резвясь и веселясь,

Звонко шелестели.

Не смолкая ни на час,

С нами птицы пели.

Вот уже и день погас.

Скоро дело к ночке.

Как же я теперь без вас,

Милые листочки!

Ах, зачем ты, ветерок,

С ветки листик сбросил

Подождал бы хоть чуток,

Когда будет осень.

 

Родимый край

 

Куда б тебя ни кинуло,

И сколько б лет ни минуло,

Всегда вернуться хочется

В родимые края,

Где ждут тебя знакомые

Цветы и насекомые,

Деревья, птицы, облака

И верные друзья!

И верные, и верные,

И верные друзья!

 

Припев:

И под синью небес

Лучше нет этих мест,

Где друзей и чудес

Целый лес!

 

За белыми туманами,

За волнами упрямыми

Пускай удачи светлые

Тебя в пути найдут!

Но знай, что, где бы ты ни был,

Куда б ни мчался, ни уплыл,

Твои родимые края

Тебя обратно ждут!

Тебя всегда, тебя всегда,

Всегда обратно ждут!

 

Припев: