АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Слово профессионалу
Кто ты, мистер компьютер?
Кто ты, мистер копьютер?




АБРАМЕНКОВА
Вера Васильевна
доктор психологических наук
профессор МГППУ
г. Москва







Душа человеческая – вместилище таинственное, но известно одно: в ней обязательно должно быть место святости. Душевная пустота и духовная незанятость всегда оборачиваются против человека: даже «изгнав» компьютерного монстра, можно легко привлечь еще «во-семь злейших духов», и тогда может случиться большая беда.
Считается, что бегство от реальности – это плохо. Но если под реальностью понимать окружающий нас мир, который «во зле лежит», уход от него – это привилегия избранных: святые молитвенники и подвижники на протяжении всей истории Христианства, преображая себя и других молитвой, доказали нам что, уходя от мира в затвор или в пустыню, они не отвергали мир, но стяжали его в сердце своем и тем спасали. Только это был иной мир, не воображаемый, не иллюзорный, а что ни есть самый реальный – мир богообщения, любви, радости и красоты.
А если чело¬веку удалось найти лучший, с его точки зрения мир, никакими репрессиями не за¬ставишь его вернуться обратно. Он все равно будет стремиться туда, где можно ощутить свою силу, почувствовать себя хозяи¬ном своей судьбы, испытать радость преодоления преград, побе¬ды над соперниками и врагами.
Опасность тут, конечно, есть, и она состоит в том, что по мере погружения в иллюзорный мир слабеет связь с реальнос¬тью. Привыкая решать виртуальные проблемы нажатием кноп¬ки, человек постепенно отвыкает решать реальные проблемы волевыми усилиями. И умный инструмент, используемый как игрушка, превращается для человека в настоящий наркотик. Впрочем, и алкоголь придуман для поднятия настроения за праздничным столом. Только вот слиш¬ком многие привыкают топить в нем свои нерешенные пробле¬мы. Вспомним слова древних: «Все есть лекарство, и все есть яд – важна только мера».
Увлечение подростков компьютерными играми, насыщенными сценами насилия, безусловно, имеет и нравственно-духовный смысл.
Во-первых, процесс сопереживания сценам насилия сопровождается разрядкой накопленной агрессивности, неосознаваемых страхов и тревог, сопровождающих реальную жизнь подростка. При этом он знает, что насилие – это плохо, но что остается делать с этим в собственной душе? Уж лучше убивать всех этих монстров, орков, демонов и злодеев, чем идти бить или убивать живого человека. Но мы знаем, что в грехе убийства повинен и тот, кто крикнет в запале бранное слово. Есть еще один момент. Заповедь «не убий» нарушается и в отношении самого себя: не только ухудшается собственное здоровье, но и возникает опасность нервно-психического заболевания, приводящего к суициду (самоубийству).
Во-вторых, желание увидеть на экране и пережить еще раз в воображении сцены насилия или участвовать в них виртуально является не чем иным, как одним из современных способов проверки «на прочность» и самого себя: могу ли я «держать удар», соответствую ли я стандартам «крутого парня», способен ли я ловко и спокойно отсекать головы, разрывать на части этих монстров, зверски убивать виртуальных людей? Короче, для души это повторение в современной ситуации вопроса поставленного в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» То есть, говоря современным языком, способен ли я убить?
Таким образом, сцены видеонасилия и возникающие на этой почве агрессивные фантазии представляют для под-ростка и общества реальную опасность, заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации, сколько в постепенном формировании у подростка установки на рациональное использование насилия, убийства в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний.
Сравнительный анализ показал, что подростки 13 – 15 лет, играющие в компьютерные игры, отличаются от своих неиграющих сверстников повышенной внушаемостью, склонностью заражаться агрессией и в то же время – угрызениями совести, чувством вины, унынием и де-прессивными состояниями. Неиграющие подростки 16 – 17 лет более склонны к отражению агрессии, защите, способны брать на себя ответственность.
Некоторые психологи считают, что виртуальные игры в войну представляют собой провокацию насилия, предлагая одновременно и свой сценарий безграничных возможностей. Эти безграничные возможности проявляются не только в том, что играющий перемещается в дальние дали космического пространства, но он имеет в сознании все атрибуты собственного всемогущества, иллюзорные, разумеется. Чувство безграничной силы и отсутствие негативных послед-ствий лично для меня порождают в душе соблазн, подобный вкрадчивому нашептыванию библейского змия: «Будете, как боги». Адам и Ева не устояли. Что можно ждать от наших бедных детей, даже тех, кто имеет чистую детскую веру в Бога, приобщен к Таинствам церкви, знает Священное Писание, если души их имеют незанятое благодатью пространство?
Как мы могли убедиться, безобидная на первый взгляд страстишка захватывает в свои сети не только неразумных детей, но и взрослых.
В отношении компьютерных игр следует еще отметить, что, согласно канонам Православной Церкви, подобные увлечения являются грехом и не могут не нести за собой определенные наказания: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (42-43 Апостольские Правила). Также: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аше же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило Шестого Вселенского Собора). Епископ Никодим пишет, что «под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом alea, нужно разуметь всякого рода азартную игру». Заметим, что это понятие в Новом Завете обозначает не только игру, но и обман. Игры виртуальной реальности соединяют в себе эти оба значения как нельзя лучше.
Кроме того, необходимо вспомнить и еще об одном правиле: «Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4.23,25), завещавает премудрость: ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на деках, или на ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя ум, и производящая воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертавати. Аще же кто сие творити дерзнет: да будет отлучен» (100-е правило Шестого Вселенского Собора);
Современный мир весьма жестко предъявляет свои требования и прежде всего – в области душевной и духовной. Происходит подлинное испытание чувств – к близким, семье, родине, к Богу, к себе самому. В наши дни происходит оскудение любви при обогащении чувственности!
Гедонизм (стремление к наслаждениям) как господствующий принцип жизни современного человека и всей нашей технократической цивилизации приводит к изменению чувства как такового. Техногенной среде во всех областях жизни, в том числе и искусстве, особенно свойственна гонка за все более сильными и острыми ощущениями, поскольку требуется все более сильный наркотик, способный заглушить эту невыносимую, с каждым днем лишь усиливающуюся тоску опутанного страстями сердца. Встав на такой путь, человек начинает придумывать новые возможности; у него притупляется вкус, извращается чувственная любовь. И тогда он начинает лихорадочно искать какие-то особенные удовольствия, соглашаясь на самый низменный порок, самый неслыханный и невиданный разврат – только бы испытать что-то неиспытанное. И здесь «на помощь» человеку приходит техника со всеми разнообразными сред-ствами для этой гонки.
Человек начинает проживать чужие чувства в телесериалах, а для собственной жизни чувств уже не остается – уж больно все пресное! Для однажды вкусившего виртуальной прелести (во всех смыслах этого слова) реальная жизнь тоже представляется пресной, жалкой, бедной. И вот в журнале компьютерных игр Game.Exe появляется раздел, посвященный откровенно сатанинским играм с «горами человеческого мяса» и «реками крови», который так и называется: «Не-водица!»
Говорят: «Чрезмерность чувства разрушает чувство». Тихая радость отвергается жаждущими острых ощущений, целомудренная любовь, переживающая десятилетия и воспеваемая веками, легко предпочитается вечеринке с девушкой легкого поведения, негромкая задушевная песня невозможна на рок-концертах, собирающих сотни тысяч фанатов. Страсть к острым ощущениям рано или поздно порождает извращения, которые уже становятся нормой в некоторых странах, да и у нас, а также ту утонченную жестокость, с какой сегодня не только криминальный мир, но и скучающие подростки совершают свои злодеяния и изуверства.
Вот памятные впечатления последних лет. В самом центре Стокгольма, на небольших постаментах в натуральную величину возвышаются золотые фигуры обнаженных юношей. Несколько неловко наблюдать повышенный интерес гуляющих людей к нижней части золоченых фигур. А на мосту – щит, на котором изображены двое голых мужчин в недвусмысленных позах. 14-летний подросток в нашем автобусе, до этого восхищенно смотревший на город и повторявший рекламный слоган «Швеция – сделано с умом!», возмущенно воскликнул: «Мама, даже у нас в Москве ТАКОГО нету!»
А в прекрасном весеннем Париже по всему городу и на каждой двери метро расположены два плаката: на одном седой мужчина с лицом как с портрета Дориана Грэя и приникшая к нему в вожделении молодая девушка, а на другом – женщина пенсионного, а отнюдь не бальзаковского возраста открывает объятия юному любовнику. Да, увидев ТАКОЙ Париж, совсем не хочется умереть.
Чрезмерные зрительные, слуховые и иные воздействия на все органы чувств человека (сенсорная агрессия), в том числе и компьютерные технологии, направлены на то, чтобы реализовать обман чувств в киберпространстве наиболее полно, сделать иллюзию более реальной, нежели сама реальность. Недалек тот день, как нам обещают теоретики виртуалистики, когда в обществе появится такое деление людей на «реалов» и «виртуалов», причем последние будут обладать несравнимо большими шансами на выживание в этом мире, чем обычные люди.
По определению А.М. Орлова, «Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви». Главная проблема технократической цивилизации состоит в том, что чем дальше и быстрее идет технический прогресс, тем острее становится конфликт между человеком – живым, органичным, но ограниченным рамками тела, моральными нормами – и машиной – мертвой, организованной, почти безграничной в своих возможностях.
Итак, задайте себе вопрос, каким мотивом руководствовалась (лся) я при покупке компьютера ребенку и преде-льно честно ответьте на него. Может быть, у вас окажется что-то другое.
Даже если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы считаете, что современный ребенок не в состоянии прожить без «стрелялок и бродилок», не афишируйте это. Сделайте вид, будто покупаете компьютер себе. Тогда вам легче будет устанавливать правила пользования.
Если все же приставка или компьютер у вас уже есть, постарайтесь по крайней мере сделать следующее. Объясните своему ребенку, что все игры на компьютере основаны на быстроте и точности реакции, а не на продолжительности. Помимо вреда для нервной системы, подобное "упорство" может привести к ослаблению зрения.
И еще:
• Ограничьте время игры: для 6 – 7-леток 10 минутами, для 8 – 11 леток – 15 – 20 минутами, для старшеклассников 25 – 30 минутами. Затем игроку необходимо отвлечься, сменить род деятельности. Хорошо бы выполнить несколько физических упражнений, а еще лучше: подмести пол, сбегать за продуктами в магазин, вымыть посуду и т.п.. Это необходимые санитарные нормы.
• Установите закон расстояния : для игровых приставок – не менее 2 метров, для персональных компьютеров – 30 – 40 см, при обязательном применении защитного экранного фильтра для снижения воздействия высокочастотных колебаний. Комнатные растения, свежий воздух и ионизатор (типа отечественного «Супер-плюс») помогут ослабить вредное воздействие.
• Установите временной закон: не играть перед сном, сразу после еды и, конечно, при несделанных уроках. Установите код для включения компьютера и автоматический прерыватель сеанса игры.
• Контролируйте содержание компьютерных игрушек, исключая сюжеты с насилием, жестокостью, сатанинской тематикой и элементами культовых ритуальных обрядов, а также образами нечистой силы.
• Не ставьте компьютер в детской. Это опять же предрасполагает к бесконтрольному пользованию. Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Так, например, не надо, чтобы возможность поиграть в компьютер была для ваших детей лучшей наградой за труды.
Общение ребенка с компьютерными играми, как считают специалисты-медики, должно наступить как можно позже или вообще не наступить: у компьютера слишком много других интересных свойств, помимо игровых. Проблем со здоровьем будет меньше. Если все же ребенок уже в обнимку с «электронным другом», очень серьезно с примерами из литературы объясните ему всю опасность для здоровья его увлечения – прежде всего для глаз (очки с большими диоптриями – самое малое неудобство, которое может ожидать подростка).
И главное – больше играйте в вашим ребенком в игры вашего детства, простые и добрые, чтобы компьютерная игра была вытеснена полноценным и содержательным общением с вами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛЫМ
Дорогие родители, мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы, уступая просьбам и слезам вашего чада, хотите приобрести игровую приставку или компьютер, то будьте готовы к тому, что между вами и вашим ребенком встанет стена – компьютерная игра, поглощающая время, здоровье, добрые отношения. Несделанные уроки, невынесенный мусор или некупленный хлеб – это самые малые огорчения, с которыми вы столкнетесь вскоре. Так что подумайте.
Задумайтесь перед покупкой о том, зачем на самом деле я хочу осуществить это решение и честно ответьте на этот вопрос. Проведенные исследования мотивации родительских покупок компьютера показали следующее.

МОТИВЫ, ПО КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ ПОКУПАЮТ ДЕТЯМ КОМПЬЮТЕР
1 мотив: не отстать от научно-технического прогресса. Без компьютера сейчас – никуда. Глядишь, поиграет и научится чему-нибудь, что в жизни пригодится. Это так, отчасти. Главное, чтобы покупкой «компа» дело не ограничивалось. Надо еще и потрудиться: найти систему обучения компьютерной грамотности, контролировать диски-программы, просто иногда посидеть рядом, чтобы увидеть своими глазами, во что ребенок играет или где он «гуляет» по интернету.
2 мотив: у «всех есть, а мой что, хуже?». Соревнование родителей – страшная сила. Смутное чувство нереализованности себя в родительском качестве нередко компенсируется у нас в недоверии к своему ребенку и в убеждении, что его уважение и любовь можно купить игрушками, модной одеждой, компьютером, наконец.
3 мотив: отвадить от улицы. Пусть лучше дома, на глазах. Поглощенность работой оставляет мало шансов у родителей достичь взаимопонимания с ребенком, суметь быть рядом в трудные для личностного развития моменты;
4 мотив: создать подходящий, с точки зрения умной мамы, круг друзей, «просеянный» сквозь имущественный фильтр-ценз: игровой компьютер – дорогая вещь. Значит, в игровом мире шанс подружиться с детьми из благополучных семей в среднем выше, чем на улице.
5 мотив: обеспечить себе чувство спокойствия. Ведь «компьютерный» ребенок охотно сидит дома – вот и славненько, не в подворотне, с травкой или шприцем.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
• Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Затем открыть глаза и, расслабив мышцы глаз, посмотреть как бы вдаль. Повторить 4 – 5 раз, начиная с 1 – 2-х.
• Посмотреть на переносицу, задержать взгляд, закрыть глаза. Затем открыть, посмотреть вдаль. Повторить 4 – 5 раз, начиная с 1 – 2-х.
• Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть прямо вдаль. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз, начиная с 1 – 2-х.
• Провести взгляд быстро по диагонали: справа – вверх, слева – вниз и вдаль. Потом слева – вверх, справа – вниз и прямо. Повторить 4 – 5 раз, начиная с 1 – 2-х.
Эти упражнения помогут всем, кто оказывается надолго «лицом к лицу» с экраном монитора, и взрослым и детям.

Неплохо иметь небольшой «экран отдыха». Это квадрат из цветного картона, по размеру совпадающий с рабочим экраном вашего компьютера. Цвет картона – зеленый, синий или желтый. Сядьте перед ним на расстоянии 30 – 40 см и, расслабившись полностью, не напрягая зрения, рассеянно смотрите на него 10 – 15 минут. Желательно делать это упражнение в тишине.
Кроме этого, существуют также различные медицинские препараты, например капли для глаз "Visine". Для тех, кому, несмотря на все рекомендации врачей, приходится по 6 – 8 часов просиживать за компьютером, – это вещь незаменимая. Эти капли снимают симптомы, связанные с усталостью глаз. Но в случае если в течение 48 часов препарат не приносит облегчения, следует прекратить его применение и обратиться к врачу. Потратив 10 – 15 минут, и вы и ваш ребенок почувствуете себя бодрыми. А если еще во время этих занятий вы будете читать молитву (ведь этой возможности вы были лишены, работая за компьютером), то польза будет не только для тела, но и для души.
Кроме этого, необходимо делать упражнения и для позвоночника:

ЗАРЯДКА ДЛЯ СПИНЫ И РУК
• Поднимать – опускать плечи, сводить – разводить назад. Повторить 5 раз. Легкие наклоны головы чередовать с поворотом и подтягиванием к левому /правому плечу. Повторить 5 раз.
• Руки держатся сзади за спинку кресла, сводить и разводить лопатки, прогнувшись в грудном отделе – вдох, не отпуская рук, свести плечи вперед, опустив голову – выдох. Повторить 7 раз.
• Попеременное вытягивание рук перед собой («пила»). Повторить 8 раз.
• Руки за голову пальцы переплести, как бы с усилием поднимать голову. Руки на лбу, затем под подбородком, на щеках, с усилием надавливая, сопротивляться 5 – 10 секунд.
• Поднятые руки, переплести, сцепив пальцы ладоней (левая сверху). Затем медленно переплетенные ладони опускать, выворачивая их к лицу и слегка поднимая. Также и правую ладонь сверху (что труднее) переплести и вывернуть. (Идеально, если таким образом переплетенные руки удастся еще и вытянуть вперед, постепенно можно этого достичь). Повторить 4 – 5 раз.
• Представьте, что за макушку вытягиваете себя вверх, как морковку. Повторить 5 раз.
• Самомассаж затылка и плеч, рук – легко, 2 – 3 минуты.