АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Слово профессионалу
НАШ ХРИСТИАНСКИЙ ДОЛГ – ВОСПИТАТЬ ДУШУ…

 

Николай Васильевич Гоголь, уже став прославленным писателем, автором «Ревизора», «Мертвых душ» и других известных произведений, большое значение придавал своим письмам. Для него самым ценным в переписке с родственниками и друзьями была возможность заочно принять участие в их судьбе, поддержать в трудную минуту, помочь в решении жизненных проблем. Но главное - дать совет, помогающий найти истинный путь в жизни, который заключается в служении Богу и людям.

Гоголь считал, что христианство еще недостаточно вошло в повседневную жизнь человека и это негативно отражается на нравственном уровне общества. Он писал: «Невольно обнимается душа ужасом, видя, как с каждым днем мы отдаляемся всё больше и больше от жизни, предписанной нам Христом».

Многим из адресатов Гоголь давал советы, как преодолеть этот недостаток и приблизить свою жизнь к христианскому идеалу. Он рассуждал, например, о преодолении невзгод и обретении покоя среди суеты и волнений, о положительном значении происходящих несчастий. Советовал, как и о чем молиться, как воспитать в себе христианина и на деле соответствовать этому званию, главное, каким образом выполнить основную обязанность христианина - любить Бога и ближнего.

monachova.jpgВ поздние периоды жизни Гоголя поучительные мотивы звучат не только в его письмах, но и в произведениях «Выбранные места из переписки с друзьями» «Размышления о Божественной Литургии» и «Авторская исповедь». Все эти сочинения составили целое направление в творчестве Гоголя, которое можно назвать религиозно-нравственным или проповедническим. К сожалению, оно пока еще мало известно широкому кругу читателей.

Гоголь в этих произведениях открывается совершенно с новой стороны. Он не смешит и не очаровывает запоминающимися образами, как в своих художественных сочинениях, а делится с читателями своим духовным опытом и призывает их стать христианами по жизни, а не только по крещению - «призвать Христа к себе в домы».

Возможно, теперь пришло время более серьезно отнестись к духовному направлению в гоголевском творчестве. Начинать знакомство с ним лучше с писем - точнее, с тех фрагментов, которые посвящены духовной теме. Такие отрывки, собранные вместе, изданы недавно отдельной книгой, как когда-то в «Завещании» просил сам Гоголь:

«Возлагаю... обязанность на друзей моих собрать все мои письма, писанные к кому-либо, начиная с конца 1844 года, и, сделавши из них строгий выбор только того, что может доставить какую-нибудь пользу душе, а всё прочее, служащее для пустого развлеченья, отвергнувши, издать отдельною книгою».

В 2007 году исполнилось 160 лет с тех пор, как это «Завещание» было опубликовано в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», и 155 лет - со дня смерти Гоголя.

Познакомившись с «полезными душе» письмами Гоголя, многие читатели могут открыть для себя новую страницу его творчества. Таким образом, великий писатель, ставший, казалось бы, уже давно хрестоматийным автором, продолжает до сих пор удивлять нас неожиданными гранями своего таланта.

Много писем Гоголь, всю жизнь путешествовавший по разным городам и странам, отправил на свою родину - в Малороссию, где жили его мать Мария Ивановна и сестры Татьяна, Анна, Елизавета и Ольга. Отец умер рано, когда Гоголю было всего 16 лет, а сестрам - еще меньше. Гоголь как старший брат всю жизнь помогал сестрам, например, с поступлением в институт, иногда посылал им деньги. Но не менее важным было душевное общение, которое поддерживалось, в том числе, по переписке.

Гоголь помогал матери и сестрам решать домашние проблемы, утешал в горе, ободрял в унынии, а порой критиковал их заблуждения. Но, главное, он стремился благотворно воздействовать на их души, чтобы в них всё больше возрастала вера в Бога и христианская любовь к ближнему. Он советовал им, как нужно молиться, чтобы молитва принесла утешение, как находить смысл и счастье даже в трудностях и несчастьях, как обрести внутреннее спокойствие среди суеты и волнений.

При этом его основная мысль была всегда одна и та же: недостаточно выражать веру в Бога на словах, нужно подтверждать ее всей своей жизнью. Вот, например, что он писал:

«Наш христианский долг образовать и воспитать душу, чтобы не пустая молитва, а дела означили любовь нашу к Богу. Прекрасная душа мне дорога. И молитва ничто мне, если суетна, напротив того, она страшна даже, потому что ниспровергается на голову тех, которые всуе произносят. Если человек молится и не умеет удержаться от чувства гордости и самолюбия, и негодует, и ропщет на оскорбление, которое ему нанесли, если он молится и не умеет чувствовать любви даже и к врагам своим, то молитва его будет вопиять против его самого» (из письма к М.И. Гоголь).

«Увы, кто гонится за весельем, тот прежде всех поймает тоску. Веселье не дается нам даром, оно дается нам в награду, оно входит к нам в душу только тогда, когда довольна собою душа, когда слышит она сама, что сделала благое и полезное - веселье в труде... Когда принимаемся за этот труд не иначе, как за богоугодное и высокохристианское дело, такой только труд святится и может дать веселье душе» (из письма к М.И. Гоголь).

«Несчастия не посылаются нам даром; они посылаются нам на то, чтоб мы оглянулись на самих себя и пристально в себя всмотрелись... Вы думаете, легко помолиться так, как следует? Нет, не сделавши доброго дела, не сделавши ничего для своего ближнего, не подействовавши благодетельно на его характер, не обративши его истинно к Богу, никогда не помолитесь вы так, как следует помолиться» (из письма к М.И. Гоголь).

«Всякое слово из Святого Писания требует здравого и долгого размышления и предварительной молитвы к Богу о том, чтобы вразумил вникнуть в истинный смысл его, и потом требует также молитвы к Богу о том, чтобы помог уже понятое разумно применить к делу и привести к исполнению» (из письма к О.В. Гоголь).

«Мы все бываем прекрасны, и все бываем безобразны. Прекрасны бываем тогда, когда почувствуем истинно, что мы безобразны, и безобразны тогда, когда подумаем, что мы прекрасны. Безобразные от нас самих, но красота наша от Бога, и по мере только того, как мы пребываем в Нем, мы бываем прекрасны... Кто любит кого во Христе, тот не скучает и разлукой, да и вряд ли есть для того человека слово разлука: во Христе все вместе, все живы, все неразлучны. Стало быть, нам нужно стремиться к Нему, если хотим стремиться друг к другу» (из письма к М.И. Гоголь).

«Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы? Умеем ли мы любить? А платит ли нам кто за любовь любовью, это не наше дело, за это взыщет Бог, наше дело любить. Только мне кажется, любовь всегда взаимна. Если только мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим, ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит и он нас» (из письма к Е.В. Гоголь).

Те же, в сущности, мотивы звучат и в письмах Гоголя друзьям и знакомым, среди которых были: его однокашник по Нежинской гимназии А.С. Данилевский; поэт В.А. Жуковский; писатель-славянофил С.Т. Аксаков; издатель журнала «Современник» П.А. Плетнев; поэт Н.М. Языков; художники А.А. Иванов и Ф.А. Моллер; многолетний друг Гоголя А.О. Смирнова-Россет, муж которой Н.М. Смирнов был калужским губернатором; профессора Московского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев; пожилая набожная помещица Н.Н. Шереметева; поэт П.А. Вяземский, графиня Л.К. Вьельгорская и ее дочери А.М. Вьельгорская и С.М. Соллогуб; граф А.П. Толстой, который позже (1856-1862 годы) был обер-прокурором Синода, и другие.

Гоголь рассматривает каждую жизненную ситуацию, в которой оказался его адресат, с точки зрения христианских заповедей.

«Я памятлив и уверен сильно в том, что и добро и зло следует помнить вечно. Добро нужно помнить для того, что уже одно воспоминание о нем делает нас лучшими. Зло нужно помнить для того, что с самого того дня, как оно нам причинено, на нас наложен неотразимый долг заплатить за него добром» (из письма М.П. Погодину).

«Стремлюсь я к тому, к чему и вы стремитесь и к чему всякий из нас должен стремиться, именно - быть лучше, чем есть» (из письма к Н.Н. Шереметевой).

«Слава Богу, я теперь не сержусь не только за слово, которое часто произносится необдуманно, но даже за самое щекотливое оскорбление, если бы только мне кто-нибудь нанес его; и это происходит вовсе не от того, чтобы душа моя была так великодушна, но от того, что сам собою приходит на ум вопрос: да точно ли я сам не причинил никому оскорбления и не сказал кому-либо необдуманного и оскорбительного слова?» (из письма к С.М. Соллогуб).

«Счастие на земли начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других, хотя мы вначале думаем совершенно тому противоположно... Знакомства и сближенья наши с людьми вовсе не даны нам для веселого препровождения, но для того, чтобы мы позаимствовались от них чем-нибудь в наше собственное воспитанье» (из письма А.С. Данилевскому).

«Нет... расположенья к чтенью и молитве - это знак, что следует не теорией, а практикой заниматься. Хандры не бойтесь. Помните, что в минуты уныния Бог к нам ближе, чем когда-либо, если только вы не позабудете позвать Его. Поверьте, что если бы вы сами не испытали уныния, то не могли бы и другому помочь в унынии» (из письма к А.О. Смирновой).

«Друг мой, не думай о своей собственной хандре, хотя бы она и пришла к тебе, а думай о том, что в это время находятся другие в хандре и что следует их развеселять, а не себя - и хандра твоя исчезнет» (из письма Н.М. Языкову).

«Нам всем следует уметь прощать и помнить ежеминутно о том, что уменьем прощать мы более всего можем уподобиться Богу» (из письма С.П. Шевыреву).

«Покуда не примиримся мы с мыслью, что жизнь - горечь, а не наслажденье, что все мы здесь поденщики и плату получаем только там за ревностное исполнение своего дела, - до тех пор не обратится нам жизнь в наслажденье, и не почувствуем значенья слов: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (из письма А.С. Данилевскому).

«Ради Христа, принимайтесь скорее за труд, который бы занял хоть сколько-нибудь все способности, вам Богом данные. Мы все здесь поденщики, обязанные работать и работать и глядеть вверх: там плата. Без этого удел наш - болезни, хандра, тоска и миллион искушений от лукавого, который так и ждет минут нашего уныния» (из письма П.А. Вяземскому).

«Полезные душе» письма Гоголя - это своего рода проповедь. Человек, всю жизнь глубоко верующий, православный, Гоголь считал, что, если ему удалось приобрести определенный духовный опыт и пройти некоторый путь самосовершенствования, он должен поделиться с близкими людьми приобретенной мудростью. Его собственный опыт должен послужить счастью других.

«Спрашивает ли кто-нибудь из нас, что значат нам случающиеся препятствия и несчастия, для чего они случаются?... Может быть, томления и страдания именно ниспосылаются тебе для того, чтобы ты восчувствовал эти томленья и страданья во всей их страшной силе, чтобы мог потом представить себе во всей силе положение брата своего, находящегося в подобном положении, какого положения ты никогда бы не мог представить себе, если бы не испытал его на себе самом... Может быть, даже и тот, который находится при смерти, и тот не избавлен от обязанностей христианских; может быть, и тогда не имеет он права быть эгоистом и думать о себе, а должен помышлять о том, как и самыми страданьями своими быть полезну брату, может быть, оттого так и невыносимы его страдания, что он по­забыл о своем брате» (из письма Н.М. Языкову).

«Вы спрашиваете, нет ли у меня средства для того, чтобы заставить душу пребывать в одном и том же состоянии... Средство это состоит в том, чтобы, оставя на время собственное положение и обстоятельства, как бы они тревожны ни были, заняться положеньем других, близких нам людей и именно таких, которых обстоя-тельства еще труднее наших и требуют большей работы ума. Обстоятельства их следует обращать на все стороны, дабы увидеть, чем мы вследствие наших к ним отношений можем быть полезны и помочь им... Когда я, бросивши свои трудные обстоятельства, принимался за таковые же другого или даже за размышление о них, душа моя приобретала покой среди беспокойства и мои собственные обстоятельства представлялись потом в яснейшем виде, и я легко находил средства чрез то помочь самому себе. Так тесно мы связаны друг с другом в этом мире! Я начинаю думать, что если и чувствуем мы тоску или глупое состояние души, то это, верно, для того, чтоб в это время вспомнить о ком-либо другом, а не о себе» (из письма к А.О. Смирновой).

Читая эти мудрые наставления Гоголя, ловишь себя на мысли, что и для нас они сегодня так же актуальны, как для его современников. Значит, и нам, сегодняшним читателям, адресован его призыв не только называться христианами, но и жить по-христиански.

В конце жизни, как бы подводя итог своим многолетним размышлениям, Гоголь написал:

 «Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперед».