АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Сердце детское, что воск

Статья посвящена 190 - летию со дня рождения Епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева)

Автор: Дьякон Андрей Евгеньевич ЯКУШЕВ, клирик Спасо-Запрудненской Церкви г. Костромы. Член Творческого союза Художников РФ. Выпускник Костромской Духовной семинарии, выпускник Нижегородского педагогического университета - Теолог.

21

На Церковном небосклоне во все времена существования христианства горели яркие светильники проповедничества и пастырства,  учение и благочестивая жизнь которых неоднократно приводили к вере множество заблудших, укрепляли изнемогающих и помогали преодолеть еретические лжеучения. В середине XIX – XX веков видное место среди святителей Церкви принадлежит епископу Костромскому и Галичскому Виссариону (Нечаеву).

Преосвященный Виссарион, в миру Василий Петрович Нечаев, родился 13 марта 1822 года в семье диакона села Коледина, Крапивенского уезда Тульской губернии.

Первое, что представляется в нравственном характере  Святителя – это его искреннее благочестие, проявившееся в нём ещё с детских лет. Дух этого благочестия породил в нём любовь и усердие к посвящению себя духовным занятиям, а также, привёл магистра Василия Нечаева к принятию священного сана и сделал его ревностным пастырем и архипастырем православной Церкви. Сам, будучи благочестив, он старался устным и письменным словом питать

и поддерживать благочестие и во всех окружающих его. Но всё это, ещё не характеризует почившего Владыку вполне. В его характере были и другие преобладающие черты: простота, искренность, умеренность во всём и христианское мужество. И эти  характерные черты проявлялись не только в его литературных трудах, которые чужды были  всяких неискренних эффектных фраз, но и во всех случаях обыденной практической жизни. Менялись внешние обстоятельства его жизни, улучшалось его внешнее положение, возвысившее его до самостоятельного архипастырского служения, но сам он оставался всё тот же. В высоком святительском сане он оказался ещё проще и искреннее. Бывшие его прихожане, когда он приезжал в Толмачи, без всякого затруднения узнавали в Преосвященном Виссарионе своего отца Василия. «Ты помнишь, как я тебя крестил?» - Шутливо спрашивал он, бывало, приезжая в Толмачи уже епископом, взрослых юношей, им крещённых»1. Человекоугодничество, заносчивость, хитрость, заискивание и льстивость были чужды и противны его природе. Что же касается важнейшего из правил в практической жизни человека, заключающееся в соблюдение целого продолжительного  периода жизни, то оно исполнено почившим архипастырем  в совершенстве. Эта постоянная умеренность во всей патриархальной простоте его образа жизни, в домашней обстановке, одежде, пище, питии, в равнодушии к отличиям, почестям и в отсутствии всех несбыточных и умеренных желаний. В доме, где жил почивший, в период своего служения при Николо-Толмачёвском храме, царила необычайная простота во всём, начиная с мебели и кончая домашней прислугой. В нём  всё было просто, никаких подражаний вкусам моды. Вместо дорогих ковров, комнатное убранство заменялось простыми домоткаными половиками. Никакой модной мебели не усмотрел бы самый зоркий наблюдатель. Этой простоте домашнего убранства не уступал, далёкий от роскоши, и домашний костюм домохозяина, не любившего, а скорее всего не допускавшего какого-либо роскошества в одежде. По принятии о. протоиереем монашества и посвящении его в сан епископа эта патриархальная простота домашней обстановки не изменилась и по переселении его из скромного церковного дома в  Толмачёвском переулке на Никольскую  улицу в обширные архиерейские покои Богоявленского монастыря. Не допускавший никакой роскоши в домашней обстановке и одежде, почивший Владыка чужд был всяких излишеств и привязанности к каким-либо изысканным яствам и напиткам. Из слов иноков Богоявленского монастыря, а также других лиц, близко знавших Владыку, известно, что архиерейский стол его составляли обычные общие для всех монастырские блюда. Не имел также почивший пристрастия и к мягкой постели, последняя в течении всей его жизни состояла из простого тонкого матраца, перовой подушки и одеяла, покрытых простым ситцевым полотном. Такой скромный образ жизни скорее соответствовал образу жизни какого-нибудь сельского пастыря в каком-либо захолустном сельском приходе, а не столичного протоиерея, а

после и архиерея. Все факты из его долгой жизни свидетельствуют о его искренней отзывчивости к нуждам бедных просителей, которым он всегда  благотворил. Надолго остались памятными для Николо-Толмачёвских прихожан его благотворительность и бескорыстие, выразившееся при продаже им своего дома, а также пожертвование своим журналом, книгами и брошюрами в пользу их приходского храма. Но не только в Николо-Толмачёвском приходе всюду видна была его щедрая благотворительность, а и приход его служения епископом в пределах Московской и Костромской епархии, где надолго сохранилось благодарное напоминание о его отзывчивости, с которой он шёл навстречу всякому доброму начинанию, направленному на облегчение гнетущей бедности. Так, в Московский период он неоднократно вносил щедрую лепту в отдел Братства преподобного Сергия в Москве, оказавшего материальную поддержку бедным воспитанникам Московской Духовной Академии и их семействам. В Костромской период первым делом его благотворительности было учреждение  кассы для духовенства и их осиротевших семей. Он был отзывчив везде, где только видел необходимость в материальной помощи, выделял на это благое дело нередко из своих собственных средств. Не забывал почивший и ежедневной милостыни нищим, её раздачей заведовал его келейник, который ежемесячно отсчитывался пред ним. Всё это положительно говорит о том, что разумно расчётливому пастырю определённо чужд был грех скупости.

Постоянная умеренность всего вообще образа жизни и поведения воспитала в Преосвященном Виссарионе  непоколебимое христианское мужество, составляющее идеал умственного и нравственного совершенства человека. Эта благоразумная нравственная черта христианского мужества проявилась в

почившем святителе, прежде всего в его твёрдом и стойком убеждении в истинах христианства. В его смелом исповедании и безбоязненной защите устным и печатным словом высоких религиозно-нравственных и церковных истин, извращаемых разными нововведениями. Он всегда с большой осторожностью относился к новомодным направлениям в церковно-общественной жизни, за что ему часто почти до конца жизни приходилось испытывать разного рода невзгоды и неприятности. Как Преосвященным Виссарионом переносились все эти неприятности внутренними движениями сердце, известно только одному Богу, но, во всяком случае, никем из окружавших его никогда не замечено сходившего с его уст ропота. В этом как раз завершающе выразилось его истинно-христианское мужество безропотного несения всех жизненных скорбей и неприятностей. При всех невзгодах и неприятностях жизни Преосвященный Виссарион всегда производил на окружающих приятное и жизнерадостное впечатление. В его едва заметно улыбавшемся лице, в мягком ласкающем взоре, и, как бы по какому-то особому внутреннему движению смиренномудрия, полузакрытых глаз, всегда отображались невозмутимое спокойствие духа, серьёзная и глубокая одухотворённая постоянным религиозно-церковным созерцанием возвышенность разума.2  И действительно, трудолюбие почившего архипастыря было воистину подвижническим3.

Пылая апостольской ревностью к духовному просвещению своей паствы, владыка всячески старался пробудить к этому и духовенство Костромской епархии. Плодом этих усилий было открытие в епархии массы церковно-приходских школ и школ грамоты, а потом церковно-учительской школы. Лишь за две недели до смерти, он торжественно совершил закладку каменного епархиального женского училища. Внимательно относился он к жизни местных духовно-учебных заведений: неоднократно посещал их и в учебное время, и во время экзаменов, спрашивал на экзаменах и беседовал с преподавателями и учениками, осматривал и жилые помещения учащихся. Также он посещал и светские учебные заведения. К своему приезду на тот или иной областной приход просил собирать учеников церковно-приходских школ, которых сам экзаменовал.

Чистый сердцем, Владыка особенно любил детей. В Толмачах он дарил лакомства детям. Будучи членом совета от духовенства в Московском Филаретовском епархиальном женском училище, он любил ездить туда на вечерние часы, во время занятий, беседовал с воспитанницами в особенности с младшими, давал им деньги на лакомства, объяснял им Священное Писание, помогал в приготовлении уроков, в особенности по французскому языку,

который, как и древние, знал хорошо. Происходило и такое: воспитанницы, не прочитавшие положенного Евангелия, сбегали с уроков. Он постоянно внушал учащим: «побольше сердца, побольше жизни; сердце детское, что воск: лепите из него образ Божий, но будьте осторожны, не ошибитесь и не дайте Богу ответа». Его посещения вносили в среду детей не трепет и боязнь, а сознание, что взаимная любовь связывает их вместе.

Венцом добродетелей, характеризующих духовно-нравственный облик почившего святителя, являлось его постоянное христианское смирение. Это смирение красноречиво выразилось в его предсмертном завещании, словами: «Благодарю Тебя, Господи, за всё, но вместе исповедаю, что был недостойным Твоим служителем, многого не сделал, что надлежало бы мне сделать во славу Твоего святого имени и во благо церкви. Исповедаю, что и личная моя жизнь далеко не соответствовала христианскому званию…»4. Такое истинно-христианское смирение почившего Архипастыря способствовало обилию и умножению любви его ко всем, не только к доброжелателям, но и к врагам, которых он «прощал и им благотворил»5.

В заключение всего вышеизложенного, о жизни и деятельности Преосвященного Виссариона нужно сказать, что единственной целью всей его деятельности было – поделиться со всеми своей мудростью и своим духовным опытом. О чем бы ни говорил владыка, он всегда имеет в виду явления современной жизни, всегда вводит их в свои поучения и в качестве примеров обсуждает их.

В своих произведениях епископ Виссарион старался избегать резкого и сурового тона, который только может раздражать, а не назидать. Все работы владыки отличаются мягкостью, и сердечностью и теплотой, тон их всегда ровный и спокойный. Нетерпимость, в каком бы это не было виде совершенно чужда, епископу Виссариону.

Важным достоинством поучений преосвященного Виссариона, является также их безусловная церковность. Не только в общем строе речи, но и в отдельных выражениях нельзя найти ничего, что не соответствовало бы святости и церковному достоинству богословских произведений.  К примеру,

можно привести как в последние уже годы своей жизни, Владыка дал ряд практических наставлений готовящимся к принятию священства. В них идёт речь о том, как должны вести себя ставленники не только до рукоположения, но и после его. Последняя часть наставлений, начиная с 9-го пункта, предлагается в руководство всем вообще священникам. В частности, там даются советы и указания о том, как держать себя во время служения, как стоять пред престолом, благословлять кадило.6 А в основном всю свою  богословскую мудрость и свой многолетний духовный опыт Преосвященный Виссарион излагал для своих духовных чад посредством устного слова, с церковной кафедры, а затем в издаваемых проповеднических сборниках. Так, в период его правления на Костромской кафедре ежегодно  без пропусков издавались проповеднические сборники «Костромских поучений». Обозрение этих проповеднических трудов Преосвященного Виссариона тесно связано с его жизнеописанием. В них сам Преосвященный Виссарион характеризует свою проповедническую деятельность нагляднее, чем охарактеризовали её его современники и последующие библиографы. Сам факт присвоения Московской духовной академией 20 июня 1894 года степени доктора богословия за заслуги по истолкованию, раскрытию истин Православия, изъяснению богослужения и молитв и обличению раскольников свидетельствует о высоком достоинстве и научной значимости работ преосвященного Виссариона, кроме того, епископ Виссарион являлся почетным членом всех духовных академий. Наконец, о достоинствах богословско-литературного наследия владыки говорит и необычайная популярность его трудов среди современников, о чем свидетельствуют многие исследователи его творчества 7,  его литературные труды, без преувеличения, были известны во всех концах православной России. Итак, церковная и научно-богословская деятельность епископа Виссариона (Нечаева) весьма обширна и разнообразна. Она имеет огромное значение и для современных церковных реалий.

Библиография:

1.Кедров Н. Служение в Николо- Толмачевском приходе епископа Виссариона //Душеполезное Чтение.- 1905 .- № 3.- С.4.

2.Памяти Преосвященного Виссариона, епископа Костромского и Галичского:По поводу исполнившегося двухлетия со дня кончины и дня тезоименитства. // Костромские Епархиальые. Ведомости.-1907.- №11-12.-С.398

3.И.Ч., св-к. Письмо из деревни//Костромские Епархиальные Ведомости.- 1905.- №14.- С.-249.

4.Священнослужение преосв.Виссариона //Душеполезное Чтение.-1905.- № II.-С. 453.

5.Пятидесятилетний юбилей Преосвященнейшего Виссариона, епископа Костромского и Галического: 5/11 – 1848-1898 гг.- Кострома, 1899.-С.234.

6.Виссарион (Нечаев),еп. Наставления // Костромские Епархиальные Ведомости.- 1904.- №9.–С.54.

7. Угасший светильник Русской Церкви: Преосвященный Виссарион епископ Костромской и Галичский: Некролог // Странник.– 1905.- №6 - С.954

 
 
v_inicnativi